Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой.

Снято с продажи
Код 813у
Авторы Карпухина Н. А.
Издательство Учитель, г. Воронеж, 2009
ISBN 5-98225-047-3
Страниц 240
УДК 373.23
Штрихкод 9785982250476
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 10 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 180 г
В пособии представлены перспективный план итоговых занятий по знакомству дошкольников с художественной литературой и развитию речи для работы с детьми во II младшей группе, предварительная работа по чтению детям в течение недели художественных текстов на год, художественные тексты, конспекты итоговых занятий.
Даны рекомендации по формированию у детей речевой культуры, работы по заучиванию стихотворных форм, чтению сказок и рассказов, обучению рассказыванию и пересказу.
Предлагаемые конспекты занятий рекомендованы к использованию для работы по программам "Воспитание и обучение детей в детском саду" (Васильева М.А., новая редакция), "Детство" (РГПУ им. Герцена), "Развитие" (авторский коллектив под рук. Л.А.Венгера) и др.
Книга рекомендована для использования методистами и воспитателями детского сада, родителями и гувернерами.

Подробное описание

Предисловие


К трем годам завершается формирование ребенка как личнос­ти, происходит осознание своей самостоятельности и значимости «Я хочу», «Я не буду» и т.д. Именно в этот период у малыша появля­ется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольни­ков с культурными ценностями общества.

Взрослые — хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка — важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом за­висят успехи дошкольника в усвоении родного языка.

С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверст­никами и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения.

К началу четвертого года жизни словарь ребенка возрастает  от 300 до 1000 и более слов. В состав словаря входят все части речи служебные слова, междометия. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, начинают следить за темпом своей речи. Постепенно дети овладевают разговорной речью.

Овладеть родным языком — это не только уметь правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не  просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии и т.д. Такой рассказ состоит из ряда предложений, связанных между собой по смыслу и выстроенных в логической последовательности. В этом случае мы говорим о развитии у дошкольников связ­ной речи.

Иными словами можно сказать, что связная речь — это логичес­кая связь мыслей, выраженная точными словами в правильно пост­роенных предложениях. При этом ребенок учится мыслить, учась говорить, и совершенствует свою речь, приобретая умение мыслить.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словар­ного состава, грамматического строя.

Отсюда и главные задачи по развитию речи детей четвертого года жизни:

1. Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух. Побуждать дошколь­ников пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произ­ношения трудных звуков.

2. Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружа­ющего мира.

3. Кристаллизовать речь дошкольников, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении; обогащать речь детей за счет освоения новых грамма­тических форм. Цикл занятий, предложенный в данном пособии, помогает ре­шить все эти задачи.

Базовой основой для формирования у детей дошкольного возра­ста культуры речи выбрано приоритетное направление — Знакомство дошкольника с художественным словом.

Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для малень­кого ребенка одной из форм познания окружающей действительнос­ти, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное сло­во помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обога­щая новыми понятиями и представлениями.

Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала. Малыш верит слову художника. Слу­шая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, как бы сам стано­вится участником этих событий, сочувствует положительному герою и осуждает зло.

Яркие образы художественных произведений, поэтические кар­тины русской природы, музыкальность и напевность стихов, меткость и выразительность языка очень нравятся малышам. Они хорошо чув­ствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают ее небольшие сказки, народные песенки, стихи и потешки. Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, про­тест против несправедливости и т.д. Художественное слово, в котором глубокая человечность, пре­дельно точная моральная направленность, живой юмор, образность  языка, помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно и учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его эстетические представления.

Нельзя при этом не вспомнить слова великого педагога  К.Д.Ушинского:

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один      естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно   вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

Предлагаемое пособие включает перспективный план на год    итоговых занятий по развитию речи и знакомству детей с художе­ственной литературой для работы с детьми во II младшей группе, предварительную работу в течение недели по чтению художествен­ных произведений на год, тексты художественных произведений, стихи для заучивания, конспекты итоговых занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю (длительностью до 15 ми­нут) в первой половине дня с сентября по май. Предварительная рабо­та по знакомству детей с художественными текстами проводится по усмотрению воспитателя, желательно во второй половине дня. Заучи­вание стихотворений проводится с подгруппой детей вне занятий по усмотрению воспитателя в первой или во второй половине дня.

Содержание

Предисловие    

Перспективное планирование на год    

Сентябрь    

Малые формы фольклора. Стихи    

Сказки    

Проза    

Связная речь    

Октябрь    

Малые формы фольклора. Стихи    

Сказки    

Проза    

Связная речь    

Ноябрь    

Поэзия    

Сказки    

Проза    

Связная речь    

Декабрь    

Поэзия    

Сказки    

Проза    

Связная речь    

Январь    

Поэзия    

Сказки    

Проза    

Связная речь    

Февраль    

Поэзия    

Сказки    

Проза    

Связная речь    

Март    

Поэзия    

Сказки    

Проза    

Связная речь    

Апрель    

Поэзия    

Сказки    

Проза    

Связная речь    

Май    

Поэзия    

Сказки    

Проза    

Связная речь    

Список использованной литературы    

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Гость надежда
1 сентября 2011 (23:05)
Хотелось-бы увидеть конспекты занятий по обучению детей чтению (2,5-3 лет). Я работаю в частном детском саду. Родители хотят, чтобы их чада читали.Может у коллег есть в этом направлении опыт и они любезно поделятся. заранее благодарю.

Гость надежда
1 сентября 2011 (22:55)
я воспитатель в детском саду, ваш сайт мне понравился: много полезной информации. благодарю.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.