Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 4-7 лет с ОВЗ: алгоритм проектирования, модель, условия и механизмы реализации

Есть на складе
500 руб.
-13%
436,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5927
Авторы-составители Афонькина Ю. А., Себрукович З. Ф., Бороздина О.В., Дубина Е.В., Светлова Е.Н., Шемякина И.Н.
Издательство Учитель, 2024
Серия Рабочие программы в ДОО
ISBN 978-5-7057-4959-1
Страниц 255
УДК 376.3
Штрихкод 9785705749591
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 11 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 363 г
Предложена модель адаптированной образовательной программы, составленная в соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы и к обеспечению комплексного подхода в образовании детей с ОВЗ. В пособии описан опыт проектирования адаптированной образовательной программы для дошкольников с нарушениями зрения (слабовидящих), который может быть эффективно реализован в разработке адаптированных образовательных программ для разных категорий дошкольников с ОВЗ с учетом их специфических образовательных потребностей и применим к условиям инклюзивного образования.
Предназначено воспитателям, руководителям и специалистам ДОО.

Подробное описание

Введение

Проблема разработки адаптированной образовательной программы является одной из самых актуальных для современного дошкольного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляют многочисленную категорию дошкольников, нуждающихся в создании специальных условий с учетом их особых образовательных потребностей, определяемых спецификой физического и психического развития. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» данной программой определяются содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Законом регламентируется необходимость оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации, которая предполагает обеспечение в дошкольном образовании психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей детей с ОВЗ) и педагогических работников; проведение коррекционных и компенсирующих занятий с детьми, а также комплекса реабилитационных и других медицинских мероприятий.

В целом адаптированная образовательная программа направлена на развитие личности ребенка с ОВЗ, на его позитивную социализацию и индивидуализацию и предполагает конкретизацию с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ задач дошкольного образования, определенных ФГОС ДО, а именно:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Согласно ФГОС ДО адаптированная образовательная программа (далее – АОП) определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования детей с ОВЗ с учетом структуры нарушения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Содержание АОП отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

– предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

– характер взаимодействия со взрослыми;

– характер взаимодействия с другими детьми;

– система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

АОП состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Ее обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей с ОВЗ в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (так называемые парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

В настоящем пособии представлен опыт проектирования адаптированной образовательной программы для дошкольников с нарушениями зрения (слабовидящих), получающих образование в груп-пах ДОО компенсирующей направленности. Однако он может быть эффективно применен к проектированию адаптированных образовательных программ для разных категорий дошкольников с ОВЗ  с учетом их специфических образовательных потребностей, в том числе и в условиях инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Представленная в пособии модель адаптированной образовательной программы составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования и к организации образования детей дошкольного возраста с ОВЗ. Содержательно-техноло-гическая сторона проектирования АОП определяется:

во-первых, принципами ФГОС ДО, а именно: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей; уважение личности ребенка; реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

во-вторых, приоритетами разработки содержания и условий дошкольного образования, определенными Примерной основной образовательной программной дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), которая представляет собой общую модель образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, возрастных нормативов развития, определяет структуру и наполнение содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях; образовательные области, содержание образовательной деятельности, как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственной и развивающей, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа организации;

в-третьих, комплексным подходом к образованию детей с ОВЗ, который предполагает решение коррекционно-развивающих, обучающих и воспитательных задач в единстве в разных видах и формах детской деятельности с помощью комплекса как общедидактических, так и специальных методов на основе единства педагогических воздействий всех педагогов ДОО.

Пособие состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. В содержательном разделе представлено содержание вариативной части адаптированной образовательной программы, так как именно она отражает деятельность ДОО по удовлетворению особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста с ОВЗ, в то время как обязательная часть отражает образовательные потребности, общие для всех групп дошкольников.

Содержание

Введение    3

Целевой раздел адаптированной образовательной программы    5

Пояснительная записка    5

Планируемые результаты освоения адаптированной программы для дошкольников с нарушениями зрения    7

Содержательный раздел адаптированной образовательной программы    8

Особенности организации образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения зрения    8

Специальные условия реализации адаптированной образовательной программы    9

Средняя группа

Планирование коррекционно-развивающей работы тифлопедагога    14

Описание игр и упражнений    28

Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда    31

Описание упражнений    50

Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога    56

Рекомендации воспитателю по решению коррекционно-развивающих задач в образовательной деятельности    57

Старшая группа

Планирование коррекционно-развивающей работы тифлопедагога    81

Описание игр и упражнений    97

Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда    104

Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога    128

Рекомендации воспитателю по решению коррекционно-развивающих задач в образовательной деятельности    129

Подготовительная группа

Планирование коррекционно-развивающей работы тифлопедагога    158

Описание игр и упражнений    174

Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда    181

Описание упражнений    204

Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога    210

Рекомендации воспитателю по решению коррекционно-развивающих задач в образовательной деятельности    211

Организационный раздел    244

Организация НОД    244

Материально-техническое обеспечение адаптированной образовательной программы    245

Организация режима пребывания детей в ДОО    246

Организация психологического сопровождения развития дошкольников с нарушениями зрения    248

Организация мониторинга образовательных потребностей дошкольников с нарушениями зрения    252

Литература    254

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.