Развернутое перспективное планирование по программе "Радуга". Старшая группа
Код | 3309 |
Авторы-составители | Шапошникова С. В. |
Издательство | Учитель, 2010 |
Серия | Тематическое планирование в ДОУ |
ISBN | 978-5-91651-108-6 |
Страниц | 123 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785916511086 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 280 x 5 (мм) |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 187 г |
Предназначено методистам и воспитателям всех видов дошкольных учреждений; может быть полезно специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Программа «Радуга» разработана коллективом авторов под руководством Т. Н. Дороновой; рассчитана на работу с детьми 2–7 лет; содержит перечень программных задач в соединении
с методическими рекомендациями по их реализации и организации жизни детей.
Программа «Радуга» выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. В определении целей психического развития программа основывается на концепциях А. Н. Леонтьева и М. И. Лисиной, задавая следующие направления: развитие целенаправленной деятельности, развитие сознания, развитие личности ребенка; по этим направлениям развития для каждой возрастной группы выделяются приоритетные задачи. «Радуга» задает последовательность развивающих задач и рекомендует их реализацию на занятиях по традиционным видам деятельности (изобразительная деятельность, конструирование, математика, развитие речи и др.). Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами – введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, проходящих почти через все занятия. Программой предписываются некоторые вполне традиционные развлекательные мероприятия, организующие детей вне занятий («Утро радостных встреч», «Сладкий вечер», «Новоселье» и др.). Хочется напомнить слова Т. Дороновой, руководителя авторского коллектива программы «Радуга», сказанные с любовью и уважением к педагогам:
«Вы должны увидеть главное: «Радуга» – комплексная программа, которая первой рекомендована Министерством образования для массового внедрения и соответствует государственному стандарту дошкольного образования. «Радуга» обеспечивает сохранение здоровья детей, современное и полноценное психическое развитие, эмоциональное благополучие и качественную подготовку к обучению в школе. «Радуга» не требует дополнительных материальных затрат на переподготовку педагогов. Серьезная, вдумчивая работа педагогического коллектива по самообразованию, личностно ориентированное общение с ребенком делают ее доступной для всех, кто хотел бы работать по-новому»*.
Важнейшим условием работы по программе «Радуга» является умение педагога содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает:
– обеспечение чувства защищенности, уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
– формирование у детей уверенности в себе и своих возможностях, развитие самостоятельности, активности и инициативности;
– развитие коммуникативности – умения общаться со взрослым и сверстником;
– формирование познавательного, созидательного и бережного отношения к миру.
Эффективность этой работы во многом зависит от способности методиста детского сада творчески подойти к организации и формам работы со своим коллективом, четко и рационально спланировать деятельность педагогов, помочь им преодолеть трудности, связанные с разработкой планирования занятий и организацией свободной самостоятельной деятельности детей.
Цель пособия – помочь специалистам дошкольных учреждений в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса с детьми 5–6 лет с учетом достижений отечественной педагогики и психологии, способствовать целенаправленному, системному и доступному планированию работы по программе «Радуга», полагаясь на рекомендации ее авторов. Представлены итоговая карта диагностического обследования интеллектуального и речевого развития детей старшей группы, перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми (на учебный год) по следующим разделам: «Учусь говорить», «Познавательное развитие», «Математика и логика для дошкольников», «Изобразительная деятельность», «Конструирование и ручной труд». Определены условия создания развивающей среды по всем видам деятельности.
Примерное планирование занятий по развитию речи, познавательному развитию, математике, изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду, предлагаемое в пособии, рассчитано не на формальное применение; руководствуясь им, каждый воспитатель имеет потенциальную возможность развить собственные способности к педагогическому творчеству.
При проведении занятий следует стремиться не «проходить программу», а добиваться ее усвоения (после проведения каждого занятия необходимо трезво оценить полученные результаты
и в зависимости от них планировать последующую работу).
Рекомендуем знания, умения и навыки детей рассматривать не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка.
Распределение тематики занятий по неделям достаточно условно, его не обязательно соблюдать буквально. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту и интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, планируют по своему усмотрению.
Для удобства нахождения источника, в котором предлагается тот или иной материал, в конце каждого раздела помещен список рекомендуемой литературы, где под определенным номером перечислены все источники. Этот номер является отправным в ссылке на литературу с указанием страницы того или иного источника.
Известные психологи (в частности Д. П. Эльконин) тонко подметили, что ребенок обязательно должен быть какое-то время предоставлен самому себе и в рамках свободной самостоятельной деятельности осуществлять свободный выбор между игрой и продуктивными видами деятельности, отдавать чему-то предпочтение или разнообразить свои привязанности. Только при таких условиях становится возможным решение многих задач, связанных с развитием ребенка
и подготовкой его к школе и жизни в обществе.
Развитие детей невозможно осуществить только на занятиях. Колоссальное значение в развитии ребенка имеют правильно спланированные мероприятия вне занятий – в повседневной жизни детей.
Известно, что в работе специалистов дошкольного воспитания возникает много трудностей, которые в первую очередь связаны с планированием занятий и организацией свободной самостоятельной деятельности детей. Предлагаемое пособие направлено на оказание методической помощи в этом направлении. Планируя свою работу, педагог имеет возможность проанализировать свою деятельность, увидеть ее результаты и наметить планы на будущее.
Планирование, следуя ориентирам программы «Радуга» и реализуя поставленные в ней задачи, помогает определить, что могут и хотят познавать дети конкретного дошкольного возраста; как они познают мир; что должны делать взрослые, чтобы помочь им.
Желаем вам, уважаемые коллеги, творческих успехов в вашем профессиональном росте и надеемся, что материалы пособия помогут достичь наилучших результатов в практике работы
с детьми.
Учусь говорить
Пояснительная записка
В программе «Радуга» по разделу «Учусь говорить» четко сформулирована педагогическая задача работы со старшими дошкольниками: развивать речь детей, проводить подготовку к обучению грамоте.
Обозначены основные пути ее решения:
· расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях;
· расширять запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению (синонимов);
· поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного выражения смысла
и эмоциональной окраски высказывания;
· учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи;
· познакомить с многозначными словами и словами-омонимами;
· работать над лексическим значением слов;
· совершенствовать и уточнять грамматический строй речи, в частности:
– упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей – ульев, пень – пней, лоб – лбов, карась – карасей и т. п.);
– упражнять в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино, метро, кенгуру и т. п.);
– совершенствовать способность детей образовывать сравнительную степень прилагательных (веселый – веселее, добрый – добрее и т. п.);
· познакомить (на уровне языкового чутья) с различными способами словообразования в русском языке;
· упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений;
· уточнять и совершенствовать звуковую культуру речи, в том числе:
– закрепить произношение всех звуков русского языка;
– продолжить работу по формированию речевого слуха;
– упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);
– упражнять в умении определять последовательность звуков в слове; анализировать слоговую структуру слова (количество и последовательность слогов в словах);
– упражнять в умении дифференцировать звуки (гласные – согласные, мягкие – твердые);
· совершенствовать просодическую сторону речи (выразительность): темп, высота, тембр, сила голоса;
· развивать связную речь (диалогическую и монологическую), в частности:
диалог:
– закреплять правила ведения диалога;
– отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности;
– упражнять в умении составлять и проговаривать диалоги в учебных и бытовых ситуациях;
– расширять и активизировать формы речевого этикета;
монолог:
– закрепить умения осознанного разбора и построения текстов повествовательного типа;
– учить осознанному построению монологов-описаний;
– познакомить с элементарными правилами составления текстов описательного типа;
– учить составлять комбинированные связные тексты (сочетания повествовательных и описательных монологов, включение в них диалогов);
– учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.
· Готовить детей к освоению письменных форм речи (чтению и письму):
– развивать пространственные представления: закрепить умение определять направления
в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив); развивать умения ориентироваться в плоскости листа;
– развивать мелкую моторику руки ребенка;
– познакомить со зрительными образами букв русского языка, учить соотносить звуки с их знаковыми образами.
· Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе:
– совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений;
– обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова
и выражения, эпитеты, сравнения);
– помогать ребенку почувствовать красоту и выразительность языка и произведения, прививая чуткость к поэтическому слову;
– совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях произведений;
– воспитывать у ребенка потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания;
– показать детям основные различия между сказкой, рассказом, стихотворением.
Представленное перспективное планирование позволит педагогам при творческом применении успешно реализовать программные требования.
* См.: Доронова Т. В. В помощь работающим по программе «Радуга» // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 5. – С. 2 (Рубрика «Ребенок в детском саду»).
Содержание
Введение
Учусь говорить
Пояснительная записка
Перспективное планирование
Литература
Познавательное развитие
Пояснительная записка
Перспективное планирование
Литература
Математика и логика для дошкольников
Пояснительная записка
Перспективное планирование
Литература
Изобразительная деятельность
Пояснительная записка
Перспективное планирование
Литература
Конструирование и ручной труд
Пояснительная записка
План-сетка занятий
Перспективное планирование на сентябрь и октябрь
Литература
Организация предметно-развивающей среды
Пояснительная записка
Организация предметно-развивающей среды в старшей группе
Диагностическая карта обследования интеллектуального развития детей 5–6 лет
Диагностическая карта обследования речевого развития детей 5–6 лет
Вопросы и задания к итоговому обследованию детей старшей группы (в конце учебно-
го года)
Обследование детей по развитию речи
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом