- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Методические пособия (Преподавателям)
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Администрации
- Психологам и логопедам
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- Средняя школа
- Предметы
Практикум по общей экологии. 9 класс
- Отзывы
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 2752 |
Авторы | Степанчук Н. А. |
Издательство | Учитель, 2009 |
Серия | Курсы по выбору |
ISBN | 978-5-91651-018-8 |
Страниц | 208 |
УДК | 371.3 |
Штрихкод | 9785916510188 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 8 (мм) |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 145 г |
Пособие предназначено учителям биологии, педагогам дополнительного образования.
Подробное описание
Введение
Развитие системы экологического образования, под которым мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью, сдерживается рядом объективных и субъективных причин. Среди таких В. Н. Кузнецов (2001) считает необходимым выделить следующие: укоренившиеся тенденции прагматического отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения, разрушение позитивных народных традиций разумного природопользования, узость сознания человека, бедственное и кризисное состояние экономики и природной среды, отсутствие действенного природоохранного законодательства. На наш взгляд, ко всему вышеперечисленному следует добавить и отсутствие знаниевого комплекса по направлению «Экология» у населения.
В подобных условиях первостепенной задачей является обеспечение экологической грамотности кадров всех специальностей и уровней, создание учебно-методической базы развития системы непрерывного экологического образования, а также определение содержания экологического образования и истинного понимания сущности экологии как самостоятельной науки.
Ключевую роль в достижении целей экологического образования играет развитие экологического сознания личности, которое невозможно без формирования экологической компетенции. Разные авторы приводят различные трактовки этого понятия.
С позиции же биолога экологическая компетенция – это понимание сущности экологических законов, осознание причин противоречий в системе «природа – общество» как несоответствия природных и социальных законов, система интеллектуальных
и практических умений по изучению и оценке природной среды, использование сформированных знаний об экосистемной организации природы для улучшения состояния окружающей среды и использования ее как источника сырья. Все остальные направления экологической компетенции – воспитание мотивов поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и поддержание экологически устойчивого состояния окружающей среды, развитие интеллектуальной сферы, способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, развитие эмоциональной сферы (эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды), волевой сферы (убеждения в возможности решения экологических проблем), воспитание стремления к распространению экологических знаний и личное участие в практических делах по защите окружающей среды – следует отнести в разряд психолого-педагогической проблематики, но не ставить во главу угла экологического образования как такового. В реальной же школьной практике нередко наблюдается обратная ситуация, когда об истинно экологической компетенции речь не идет, а лишь реализуются указанные направления.
Формирование экологического сознания в полной мере возможно лишь при условии развития сферы экологического знания, понятийного аппарата, который позволяет подходить к решению экологических проблем с позиции природосообразной деятельности.
Распространено представление о том, что экология – это состояние окружающей среды, или охрана природы, или техногенное загрязнение... Такая ситуация закономерно приводит
к вольной трактовке слова «экология». Довольно часто звучат
в средствах массовой информации или устной речи такие словосочетания, как «экология культуры», «экология языка», «экология души» и т. п. В этих словосочетаниях слово «экология» полностью утратило свой смысл.
Экология – это наука, имеющая вполне определенное содержание, и это содержание должно быть реализовано в системе школьного экологического образования. Предлагаемые программы по экологии должны содержать базисные блоки, составляющие классическую экологию: факториальная, популяционная экология, биогеоценология и биосферология. В качестве дополнительных компонентов в старших классах мы считаем целесообразным вводить понятия социальной и глобальной экологии, отражающие взаимоотношения в системе «человек – природа».
Замена истинно экологического содержания образования на курсы «Охрана природы», «Редкие виды животных и растений края», «Экология и культура здоровья» и прочее приводит к тому, что у детей формируется представление об этой науке как «о сборе бумаги и пластика». Следствием этого является такое положение, что экология как наука не вызывает интереса, формируется представление, что ею может заниматься каждый, а практический ее смысл только в «поддержании порядка на Земле».
Система экологических знаний и представлений, которая будет теоретическим фундаментом для решения практических задач, может быть сформирована только при целенаправленном изучении экологии как самостоятельной науки. При этом с повышением уровня экологической компетенции будет совершенствоваться и экологическая культура.
На основе этой теоретической базы строится целостная научная картина мира, систематизирующая и обобщающая результаты индивидуального и общечеловеческого познания природной действительности, формируется стиль мышления, определяющий характер практической деятельности, готовность
и стремление искать, получать, перерабатывать информацию
и творчески использовать ее на практике.
Содержание
Введение 3
Пояснительная записка к курсу 6
Примерное содержание занятий
Тема 1. Методы экологических исследований 17
Тема 2. Статистические методы в экологии 29
Тема 3. Факториальная экология 36
3.1. Среды жизни. Адаптации к средам жизни. 36
Лабораторно-практическое занятие № 1 «Адаптации к раз-
личным средам жизни» 45
Лабораторно-практическое занятие № 2 «Адаптации экто-
и эндопаразитов к среде обитания» 46
3.2. Жизненные формы и экологические группы организмов 47
Лабораторно-практическое занятие № 3 «Изучение жизненных форм животных на примере гидробионтов» 57
Лабораторно-практическое занятие № 4 «Экологические
группы растений по отношению к свету» 59
Лабораторно-практическое занятие № 5 «Экологические
группы растений по отношению к влаге» 60
Лабораторно-практическое занятие № 6 «Строение плодов
и семян, распространяемых разными способами» 61
Тема 4. Популяционная экология 62
4.1. Структура и динамика популяции 62
Лабораторно-практическое занятие № 7 «Структура
и динамика популяций. Решение задач» 72
Лабораторно-практическое занятие № 8 «Изучение пространственной структуры популяции растений» 76
4.2. Полиморфизм популяции 78
Лабораторно-практическое занятие № 9 «Изучение поли-
морфной структуры популяций насекомых» 80
Лабораторно-практическое занятие № 10 «Оценка
состояния популяций методом морфофизиологических индикаторов» 85
4.3. Оценка численности популяции. 91
Лабораторно-практическое занятие № 11 «Оценка численности популяции. Решение задач» 94
Тема 5. Биогеоценология 95
5.1. Биогеоценоз и экосистема 95
Лабораторно-практическое занятие № 12 «Биогеоценоз
и экосистема. Структура и функционирование. Решение
задач» 105
Лабораторно-практическое занятие № 13 «Изучение ярусности сообщества» 111
5.2. Изменения сообществ во времени. 113
Лабораторно-практическое занятие № 14 «Изучение сукцессии старого русла реки» 125
Лабораторно-практическое занятие № 15 «Моделиро-
вание сукцессии простейших в сенном настое» 126
5.3. Оценка функционирования сообщества 131
Лабораторно-практическое занятие № 16 «Экологи-
ческая оценка структуры и функционирования
экосистем» 141
Тема 6. Биосферология 156
Лабораторно-практическое занятие № 17 «Биосфера.
Решение задач» 162
Лабораторно-практическое занятие № 18 «Изучение
роли отдельных видов организмов в круговороте
веществ» 167
Общие методические рекомендации к проведению итогового занятия 170
Приложение 189
Литература 205
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
- Преподавателям
- Средняя школа
- Предметы
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом