Технология. 5-9 классы: художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву

Снято с продажи
Код 2420
Авторы-составители Боровых В. П.
Издательство Учитель, 2009
Серия Дополнительное образование
ISBN 978-5-7057-1799-6
Страниц 187
УДК 371.3
Штрихкод 9785705717996
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Вес 129 г
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность. Из множества объединений, существующих в современных образовательных учреждениях, кружки декоративно-прикладного творчества остаются популярными среди подростков.
В данном пособии содержится программа работы кружка "Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву" и подробные конспекты занятий. Учитель найдет обширный теоретический материал, рекомендации по обработке материалов, практические советы по выполнению резьбы, подкрепленные чертежами и рисунками, опыт реализации творческого проекта. Пособие поможет педагогу расширить представления детей об истории ремесла, даст возможность каждому ребенку почувствовать себя мастером.
Предназначено педагогам дополнительного образования, учителям технологии.

Подробное описание

Введение

Каждый человек богат талантами. Бывает, о многих из них, прожив век, мы даже не подозреваем. Может быть, именно поэтому так важно, чтобы у каждого человека в жизни была возможность найти себя. Участие детей в работе различных объединений системы дополнительного образования позволяет попробовать свои силы и развить способности в самых различных сферах.

Очень важно формировать у учащихся преобразующее мышление. Детей и подростков необходимо включать в творческую деятельность, благодаря которой развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке. В средней школе, где даются теоретические знания, кружок позволяет учащемуся развить практические навыки, выбрать будущую профессию, повысить общую культуру.

В данном пособии содержится программа работы кружка «Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву», участие в котором способствует развитию творческого мышления и практических умений учащихся.

Декоративно-прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эстетизацией среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание технологического и художественного начал, традиций и современности.

Примерные программы по обучению школьников конкретным художественным ремеслам базируются как на общих и специальных знаниях и умениях, так и на знаниях азов дизайна. Сочетание теории и практики создает благоприятные условия для развития у учащихся творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и красивых вещей, трудового и эстетического воспитания, профессионального самоопределения.

Успешному овладению школьниками художественным мастерством способствует знакомство их в общих чертах с историей народного искусства, местом и ролью в нем изучаемого ремесла, образцами лучших изделий для практико-конструктор-
ского и графического обеспечения выполняемых работ. Важную роль играет интеграция с такими предметами, как история, физика, математика, изобразительное искусство, черчение.

Структура предложенного в данном пособии курса состоит из теоретических занятий, посвященных знакомству с историей культуры, особенностями деревянной архитектуры и художественной обработки древесины; практических занятий по изучению основ технологии обработки древесины, резьбы по дереву; самостоятельных творческих работ учащихся по макетированию, конструированию и проектированию архитектурных форм и художественных изделий и демонстрации работ, созданных руками учащихся (индивидуальные, тематические, итоговые выставки, выставки-продажи, участие в олимпиадах, конкурсах, ярмарках); выполнения общественно полезных работ и заказов для школы, дома, детских садов и других организаций. Деятельностный подход к воспитанию является одной из отличительных черт данной программы. Занятия в кружке предполагают возможность для каждого воспитанника выступить в роли дизайнера, инженера, исполнителя и автора своего проекта.

В ходе работы на занятиях кружка учащиеся получают первые представления об организационно-экономических закономерностях производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят: организация рабочего места и трудового процесса; распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу; расчет необходимых материалов и времени; выбор инструментов и приспособлений, рациональных приемов работы; умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству. Оптимальным местом проведения занятий являются столярная и токарная мастерские, где имеется необходимый набор инструментов и оборудования для художественной обработки древесины. Важным моментом при организации учебного процесса является воспитание бережного отношения к природе, использование полуфабрикатов, техника безопасности. На примерах и приёмах работы учитель показывает элементы технологии, направленные на выявление общих закономерностей изготовления изделий из различных пород и сортов древесины.

Особое внимание уделяется формированию умений анализа технологии и выполнения технологических операций при изготовлении изделий.

Данная программа дополнительного объединения предназначена для учащихся 5–9 классов и предполагает освоение школы столярного искусства, деревянного зодчества и макетирования, плосковыемчатой резьбы и ее подвидов. Большое внимание уделяется безопасным приемам работы, правильной организации рабочего места и инструментария, культуре труда. Настоящее пособие поможет преподавателям технологии более полно охватить этот наиболее распространённый, но непростой вид технического творчества, даст благодатную почву для интеллектуального развития положительных эмоций учащихся, разбудит потребность в знании нового, введёт ученика в вечный мир поиска.

Возможно, в результате посещения занятий кружка не все учащиеся станут настоящими мастерами и из-под их резца не выйдет произведение искусства… Но это и не является главной целью работы кружка. Важно, чтобы ребенок научился по-новому видеть мир. «Видеть красоту не только золота, но и черного металла, не только розы, но и обыкновенной сухой травы, не только за семью морями, но и выйдя за порог собственного дома – значит уметь видеть», – утверждает писатель Н. Игрунов. Если ребенок попробовал быть художником и постарался немного украсить мир – значит, занятия в кружке не прошли для него даром.

Содержание

Введение    3

Программа дополнительного образования «Художественная обра-ботка  изделий из древесины. Резьба по дереву»    7

Пояснительная записка    7

Программа работы кружка «Художественная обработка изде- лий из древесины. Резьба по дереву»    9

Содержание программы    10

Занятие 1. Вводное занятие. Сведения по материаловедению.  Безопасность труда    18

Занятие 2. Оборудование рабочего места  для ручной обработки древесины    26

Занятие 3. Древесина – природный  конструкционный материал    34

Занятие 4. Пиломатериалы  и древесные материалы    42

Занятие 5. Сведения о народных промыслах  и художественных ремеслах    46

Занятие 6. Составление  технологической карты изделия    58

Занятие 7. Выбор инструмента, оборудования,  материала и под-готовка их к работе    62

Занятие 8. Разметка изделия    69

Занятие 9. Художественная обработка древесины    81

Занятие 10. Виды резьбы и их подвиды.  Геометрическая резьба    84

Занятие 11. Заточка и правка режущего инструмента    91

Занятие 12. Орнамент и изделие.  Виды орнаментальных моти-вов  народов мира    96

Занятие 13. Техника выполнения элементов резьбы    104

Занятие 14. Технология сборки изделия    114

Занятие 15. Отделка изделия    122

Занятие 16. Творческий проект    145

Приложение. Образец реализации  творческого проекта «Шка-тулка»    152

Занятие 17. Защита проекта. Участие в выставке    180

Литература    185

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос