Декоративно-прикладное творчество: изделия из древесины и природного материала

Снято с продажи
Код 2413
Авторы-составители Маркелова О. Н.
Издательство Учитель, 2009
Серия Дополнительное образование
ISBN 978-5-7057-1713-2
Страниц 91
УДК 371.3
Штрихкод 9785705717132
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 64 г
Способность удивляться и восхищаться - ценнейшая из способностей человека. Она нередко знаменует собой научные открытия и изобретения, поиски и находки, способствует развитию творчества и познавательного интереса к миру.
Предлагаемое пособие знакомит читателей с технологией изготовления изделий из дерева и природных материалов. В подробных разработках занятий содержатся оригинальные практические задания и необходимые рекомендации по технике выжигания и росписи по дереву, работе с текстурной древесиной, по обработке бересты.
Пособие предназначено педагогам дополнительного образования, учителям технологии, может быть полезно родителям для занятий с детьми.

Подробное описание

Творческое познание мира

Человеческий дух преуспевает,

когда он поклоняется, когда он

возвышает объект и сам

возвышается им…

И.-В. Гёте


Современных детей и подростков трудно чем-то задеть за живое. Они могут никогда не испытать радости, удивления и восхищения перед умом и трудом человеческим, создающим великолепные материальные ценности, произведения искусства, делающим научные открытия.

Способность удивляться и восхищаться – ценнейшая из способностей человека лежит у основания глубокого акта познания, нередко знаменует собой научные открытия и изобретения, поиски и находки в сфере искусств, содержит возможность активного, творческого, познавательного отношения к миру. Если кто-то из учеников не удивляется, нас это должно волновать и тревожить – значит, у него нет вкуса к познанию, значит, ему недоступна жизнь, наполненная чудесными явлениями, нет перед ним интересных задач, в решение которых он может включиться по собственному желанию.

Раньше, когда хозяйство было натуральным, домашнее ремесло являлось частью хозяйства, но с развитием промышленности постепенно отмирало. «Без ремесла – без рук» – гласит народная пословица. Из семьи ушли не только ремёсла. Вместе с изготовлением полезных и красивых изделий исчезла и связанная с ними эстетическая, художественная сторона ремесла – неотъемлемая черта народного искусства. Сейчас в городских семьях перестаёт существовать, говоря словами А. В. Луначарского, «искусство создания радостных вещей».

Раньше практически во всех семьях мужчины умели мастерить по дому, «по хозяйству», и сыновья перенимали этот опыт от старших. Особенно наглядно это можно проследить на примере семей, где занимались художественными ремёслами. В таких семьях трудовое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающего поколения всегда было поставлено на самом высоком уровне, хотя об этом никто не задумывался. Это получалось как бы само собой. Известно, что традиции народных мастеров издавна передавались из поколения в поколение, причём обучение шло в домашних условиях. Дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства.

Если ребёнок был ещё мал, он просто играл рядом с отцом и старшими братьями, попутно наблюдая за их работой. Постепенно его привлекали для посильных дел. Искусство своей семьи, деревни, посёлка дети впитывали с детства. Ученичество по родству жило во все времена и эпохи. На промыслах профессию, избранную отцом или матерью, нередко продолжали сын или дочь, а позднее – внуки и правнуки.

Вот как приобщал своих семерых сыновей к ремеслу известный русский резчик по дереву Василий Петрович Ворносков: «Едва только подрастали они – шли работать вместе с отцом: помогали ему морить, шкурить, а потом и резать. Когда же крестьянская наука звала, всей могучей семьёй выходили на пашню или сенокос». Как отмечает писатель Юрий Арбат, «к резьбе в семье Ворносковых привыкали буквально с пелёнок, когда дышали лесным запахом липовых досок, слушали шорох стружек и перезвон молотков». И поэтому не прекратила существование резьба, созданная Василием Петровичем. После его смерти перехватили и развили её сыновья-резчики. И теперь кудринская резьба – гордость народного искусства нашей страны.

А вот воспоминания о своём детстве старейшего хохломского мастера Степана Павловича Веселова: «Отец мой, Павел Веселов, занимался росписью точеной деревянной посуды. От него всегда пахло деревом и красками. Я завидовал ему, гордился им и тоже мечтал стать художником. Было мне лет шесть, а писать меня так и притягивало. Однажды вышел отец из красильни, а я шмыг туда. Взял кисть, да и расписал солонку, как смог».

Так было практически во всех семьях, где отцы с детства приобщали сыновей к своему делу. Но время шло, и постепенно домашнее ремесло ушло из нашего быта. Вместе с ним во многом нарушились духовные связи поколений, прервалась духовная и деловая преемственность, произошёл невидимый глазу разрыв поколений. В какой-то степени традиция приобщения детей к ремеслу сохранилась ещё там, где родители трудятся на художественных промыслах, где дома, на глазах у детей создаются красивые вещи. Тогда и они постепенно втягиваются в этот процесс. Это не значит, конечно, что каждый ребенок в таких семьях становится художником – мастером прикладного искусства. Но воспитанное с детства уважение к тому делу, каким заняты родители, несомненно, сказывается на всей их последующей жизни. Кстати, в районах народных промыслов детская преступность самая низкая по стране, так как дети с раннего детства впитывают красоту, с раннего детства при деле.

Частично проблему занятости детей декоративно-приклад-ным творчеством берёт на себя школа, творческие центры, организуя кружки и студии. И здесь, конечно, большое значение играет роль учителя-мастера. Его умение, его увлечённость своим делом создают непередаваемую атмосферу духовного общения людей, занятых созданием прекрасного. Как говорит пословица:

Жизнь без труда – воровство, жизнь без искусства – варварство.

Содержание

Творческое познание мира    3

Общие рекомендации    5

Смешанная техника выжигания и росписи  разделочных досок и панно    9

Изделия из бересты    21

Плетение из бересты    36

Кашпо из ивового прута    39

Изделия из текстурной древесины    41

Приложения

Приложение 1. Увеличение или уменьшение рисунка    47

Приложение 2. Подготовка изделий из дерева к выжига-нию, росписи и отделочным работам    49

Приложение 3. Отделочные работы для изделий из де-рева    50

Приложение 4. Материалы и инструменты  для отделочных работ изделий из дерева    56

Приложение 5. Изготовление ларца  (шкатулки)    56

Приложение 6. Методика оценки координации движений рук    59

Приложение 7. Планы уроков для занятий по выжига-нию и росписи по дереву    62

Приложение 8. Планы уроков для занятий по прорезной бересте    76

Литература    89

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос