Литература. 5-11 классы. Тропа к Есенину: нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность

Временно отсутствует
81 руб.
-10%
72,90 руб.
Код 2201
Авторы-составители Кучерян Е. М.
Издательство Учитель, 2009
Серия Творческая мастерская учителя
ISBN 978-5-7057-1682-1
Страниц 154
УДК 371.3
Штрихкод 9785705716821
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 6 (мм)
Вес 120 г
Поэзия С. Есенина, не утратившая своего обаяния, направлена на то, чтобы поддержать, окрылить человека, вернуть в мир надежду и свет.
Предлагаемый в пособии опыт работы по созданию программы изучения жизни и творчества поэта на уроках и во внеклассной работе дополняет и углубляет традиционные разделы школьного курса литературы. Содержательные разработки уроков и увлекательных внеклассных мероприятий помогут педагогам в развитии познавательного интереса, творческих и исследовательских способностей учащихся, в воспитании любви к Родине.
Пособие адресовано учителям русского языка и литературы, руководителям МО и кафедр предметов гуманитарного цикла.

Подробное описание

Поэзия С. А. Есенина – своеобразная книга судьбы, полная драматизма и страсти, открытий и ошибок, горя и любви. Сменилось не одно поколение, прошли десятилетия, во многом изменившие облик читателя.

Сегодня, когда катастрофически снижается уровень духовности, культуры, возникла настоятельная потребность подробно рассмотреть есенинскую концепцию мира и человека. Именно поэзия С. А. Есенина, ни на гран не утратившая своего обаяния, направлена на то, чтобы поддержать, окрылить человека, раскрыть радости жизни, вернуть в мир надежду и свет.

Предлагаемый опыт работы, предусматривающий углубленное изучение жизни и творчества С. А. Есенина, разработан педагогами методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ СОШ № 69 г. Рязани и апробирован на школьном уровне в течение многих лет. Научный руководитель проекта программы – доктор филологических наук, профессор РГУ имени С. Есенина О. Е. Воронова.  

В основу создания программы «Тропа к Есенину», включающей в себя учебную деятельность, внеклассные мероприятия и систему экскурсий, а также исследовательскую деятельность учащихся, положен тематический принцип: от мира личности человека к миру села, дома и далее миру народа и Родины в целом.

Главной задачей программы является знакомство школьников с произведениями поэта, не вошедшими в основную государственную программу, и их изучение. Она позволяет дополнить и углубить традиционные разделы школьного курса литературы, изучающие жизнь и творчество С. А. Есенина. Учитывая реальные знания учащихся о жизни и творчестве поэта, программа определяет цели:

Обучающие:

  • помочь учащимся понять основные этапы духовной и творческой эволюции  поэта в связи с традициями русской и мировой культуры, в соотнесении с событиями современной ему эпохи;
  • помочь учащимся усвоить особенности художественного мира поэта, поэтического мастерства;
  • сформировать у учащихся понятие о важнейших составляющих в поэтике С. А. Есенина (национальный образ мира, национальный идеал, национальный характер).

Развивающие:

  • развитие навыков выразительного чтения;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие мыслительных способностей учащихся;
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие умения самостоятельно работать с произведениями С. А. Есенина.

Воспитательные:

  • формирование эстетического вкуса учащихся как ориентира в художественном мире;
  • формирование вдумчивого читателя, готового к самостоятельному общению с поэзией С. А. Есенина;
  • воспитание у школьников чувства любви к родному краю, гордости за прославленных земляков.

Учебная деятельность по изучению жизни и творчества С. А. Есенина построена следующим образом:

  • анализ уровня владения базовым материалом;
  • вводно-коррекционное повторение;
  • работа с практическим материалом;
  • система контроля и оценка обученности учащихся.


В реализации содержания изучаемого материала учителя используют различные методы обучения: поисковый и объяснительно-иллюстративный, продуктивный и репродуктивный методы; разнообразны и формы: беседа, лекция с элементами беседы, уроки-концерты, уроки-путешествия, уроки-практикумы, семинары, которые помогают обеспечить  усвоение изучаемого материала, повторить изученное на уровне осознанного владения учебным материалом, самостоятельно анализировать стихотворения поэта.

Основной целью «есенинских уроков» является обучение предмету практически, поэтому главное внимание на уроках уделяется знакомству с творчеством С. А. Есенина и изучению его.

Общими показателями учебных достижений школьников по предмету  являются:

  • владение техникой грамотного и осмысленного чтения произведений поэта, в том числе и чтение наизусть;
  • умение самостоятельно анализировать произведения С. Есенина и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
  • умение видеть в произведениях Есенина авторскую позицию;
  • умение выразить своё отношение к поэзии С. Есенина.

С целью проверки знаний, умений учащихся по изучению жизни и творчества С. А. Есенина учителями МО русского языка и литературы используется традиционная система контроля. Основными видами являются:

  • входной;
  • промежуточный;
  • итоговый;
  • фронтальный;
  • ретроспективный.

Различны и формы контроля:

  • тестовые работы;
  • анализ стихотворений С. Есенина;
  • написание работ творческого характера;
  • сопоставление стихотворений Есенина с произведениями других поэтов.

Как показывают результаты  итоговой работы, 78 % учащихся успешно справляются с предложенными заданиями, тогда как  по итогам входного контроля только 33 % школьников правильно выполняют работу.

В рамках программы «Тропа к Есенину» разработана система внеклассных мероприятий и экскурсий. Ежегодно в школе проводится «Есенинская неделя», в течение которой проходят конкурсы чтецов, юных иллюстраторов, авторский конкурс. Победители успешно выступают в городских конкурсах и фестивалях: «Есенинские чтения», «Слово доброе посеять», на областных краеведческих конференциях, по итогам которых награждаются дипломами и грамотами.

Интересно проходит игра-путешествие «Я живу на родине Есенина», целью которой является развитие познавательного интереса учащихся, углубление знаний школьников о жизни и творчестве С. А. Есенина. Данная игра представляет собой путешествие по станциям «Музыкальная», «Природная», «Предметы быта», «Поэтическая» и другие. На каждой станции участников ждут испытания в виде вопросов, связанных с жизнью и творчеством С. Есенина.

«Интеллектуальный марафон» среди учащихся 7 классов помогает выявить самого знающего ученика-есениноведа. Проводятся  викторины  по творчеству поэта среди учеников 8, 9, 10 классов.

Учащиеся представляют поэтические и прозаические миниатюры о личном восприятии Сергея Есенина как человека и поэта; кроссворды, связанные с отражением исторической эпохи в биографии поэта; словесные описания экскурсий по есенинским местам; наборы открыток, буклеты, представляющие изучение флоры и фауны есенинских мест, которые нашли отражение в поэзии Есенина; макеты обложек школьных тетрадей, закладки для книг, календари, эскизы рекламных щитов; компьютерные версии материала о жизни и творчестве поэта.

С целью углубить знания учащихся о жизни и творчестве С. А. Есенина, развить исследовательские навыки и познавательную активность школьников, воспитать чувство любви к своей малой Родине учителями русского языка и литературы  организуются туристические есенинские экспедиции по местам, связанным с именем поэта.

Во время первой двухдневной экспедиции школьники знакомятся с историческими местами Рыбновского района, с Свято-Иоанно-Богословского монастырём в селе Пощупово, посещают музей братьев Пироговых в селе Новосёлки, музей Пожалостина в Солотче  и школу-музей С. Есенина в г. Спас-Клепики, совершают экскурсию по территории музея С. Есенина в Константинове, посещают интерактивную выставку предметов народного быта, встречаются с рязанскими поэтами Н. Ибрагимовым, Н. Крючковым. Учатся пахать  плугом землю, плести плетень, ткать половики, топить печь…

Итогом экспедиции является качественно иное восприятие учащимися жизни и творчества поэта, роднее и ближе становится заповедная есенинская земля, что находит отражение в дневниковых записях и творческих работах учащихся.

Местом второй экспедиции выбрана Москва. Цель ее не только глубокое изучение мест, где жил и работал поэт, но и приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Экспедиция дает возможность побывать у памятника С. А. Есенину на Рязанском проспекте, совершить экскурсию по Москве, увидеть типографию Сытина, гостиницу «Лоскутную», студию танца А. Дункан, посетить дом-музей С. А. Есенина, возложить цветы на могилу поэта на Ваганьковском кладбище. По итогам экспедиций организуются конференции, пишутся исследовательские работы.

Исследовательская деятельность учащихся является одной из важнейших составляющих программы «Тропа к Есенину», т. к., дополняя учебную деятельность, есениноведение является благодатной почвой, развивающей познавательные интересы школьников, навыки работы с научной и художественной литературой, архивными документами, навыки работы с личными дневниковыми записями, текстами произведений Есенина, мемуарами о поэте.

Исследовательская деятельность учащихся дополняет учебную работу и приносит положительные результаты.

Содержание

Введение    3

Е. М. Кучерян. Программа. Изучение жизни и творчества с. а. есенина в 58 классах (из опыта работы)    8

Примерное содержание программы «тропа к есенину»    19

Ресурсный материал    21

Нетрадиционные уроки    21

Н. А. Лысенко. Тема: слова общеупотребительные  и ограниченные в употреблении. (5 класс)    21

Е. Н. Рожнова. Тема: соединение разных типов речи  в одном тексте. (урок развития речи в 5–8 классах)    23

Е. Н. Рожнова. Тема: «я более всего весну люблю...». знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. (9 класс)    28

Е. М. Кучерян. Тема: крестьянская изба  в стихотворениях с. а. есенина. (урок-иллюстрация в 5 классе)    33

Н. А. Лысенко. Тема: народно-христианские праздники  и обряды в ранней поэзии с. а. есенина. (6 класс)    38

Е. Н. Рожнова. Тема: послания к родным в поэзии с. а. есенина. (7 класс)    44

Внеклассная работа    54

Е. М. Кучерян.  Викторины  о жизни и творчестве с. а. есенина. (6–7 классы)    54

Н. А. Лысенко. Интеллектуальный марафон  по творчеству с. а. есенина. (для учащихся 6–7 классов)    56

Л. В. Рынгач. Викторина, посвящённая юбилею с. а. есенина. (8–9 классы)    58

Н. Г. Ермакова, Н. В. Чулкова. Викторина по творчеству с. а. есенина. (10–11 классы)    60

Игра-путешествие  «я живу на родине есенина»    63

Е. М. Кучерян, Н. А. Лысенко. «Волшебный сундучок». (внеклассное мероприятие для учащихся 7 классов)    69

Н. А. Лысенко. Презентация книги  а. н. потапова «улица есенина»    73

Е. Н. Рожнова, Л. В. Рынгач. Встреча с современным рязанским поэтом в. м. ефремовым    75

Н. А. Лысенко, Е. М. Кучерян. Презентация книги в. с. самарина «обретение истины»    78

Е. Н. Рожнова, Л. В. Рынгач. Литературная гостиная. (встреча с любителем творчества с. а. есенина)    80

Л. В. Рынгач. Встреча с писателем-есениноведом  вадимом сергеевичем барановым    83

Исследовательская  деятельность учащихся    85

Н. Г. Ермакова, Е. М. Кучерян, Н. А. Лысенко, Е. Н. Рожнова, Л. В. Рынгач. Программа поисково-исследовательского объединения «родники»    85

Занятие поисково-исследовательского объединения «Родники» по теме: Творчество Анатолия Ивановича Сенина    89

Исследовательская работа «традиции с. а. есенина в лирике а. сенина»    91

Крестьянская пища  в произведениях с. а. есенина    107

Приложения

Приложение 1.

С. Я. Старожилова. Открытие школьного музея    114

Опыт первой есенинской экспедиции  «тропа к есенину». (совместная работа государственного музея-заповедника  с. а. есенина и школы № 69 г. рязани)    116

Приложение 2.

Е. Н. Рожнова, Л. В. Рынгач. Городской конкурс детского творчества «я живу на родине есенина»    120

Приложение 3.

Уроки литературы в начальной школе в рамках программы «тропа к есенину» и есенинской недели    127

А. А. Сидорович. Тема: анализ стихотворения с. есенина «черёмуха». (1 класс)    127

А. А. Сидорович. Тема: природа родного края  в стихотворении с. есенина  «с добрым утром!». (2 класс)    131

А. А. Сидорович. Тема: Школьные годы с. а. есенина. (3 класс)    135

А. А. Сидорович. Тема: красота и звуки родного края  в произведениях с. есенина. (4 класс)    140

Приложение 4. Диагностические материалы    149

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос