Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Леонова, О. Б. Марьиной
Код | 1903г |
Авторы-составители | Амбушева Т. М. |
Издательство | Учитель, 2009 |
Серия | Для преподавателей |
ISBN | 978-5-7057-1753-8 |
Страниц | 207 |
УДК | 371.214.1 |
Штрихкод | 9785705717538 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 215 x 8 (мм) |
Вес | 155 г |
Предлагаемые материалы обеспечивают максимальное выполнение стандарта образования, как в объеме чтения литературных произведений, так и в объеме овладения практическими умениями и навыками, включают программные разделы и темы в обозначенной последовательности и достаточно полно представляют методику уроков.
Пособие адресовано учителям-предметникам в помощь при подготовке и проведении уроков литературы в 9 классе; может быть полезно слушателям ИПК, а также студентам вузов.
Подробное описание
Поурочные планы, представленные в пособии, составлены на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5–11 классы) (новый образовательный стандарт) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2005) и разработаны в соответствии с рекомендациями по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области (авт.-сост. Е. И. Колусева, Г. М. Вялкова. – Волгоград: Учитель, 2006).
Девятый класс литературного образования является переходным, так как на этом этапе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Поэтому целесообразно развернуто планировать учебный материал на весь календарный год. Такой подход планирования уроков обеспечивает реализацию требований к знаниям и умениям учащихся 9 класса, к рациональному использованию отведенного обязательного количества часов по развитию речи (не менее 6 сочинений, из них 5 аудиторных).
Предлагаемые разработки охватывают весь учебный материал, предназначенный для 9 класса, наглядно демонстрируют систему работы учителя по литературному образованию учащихся. Тематическое планирование включает разделы программы, темы уроков в определенной последовательности, постановку учебных задач, способы, средства и формы организации учебной деятельности, обеспечиваются активные включения ученика в решение учебных задач, учитывая требования программы для общеобразовательных учреждений к знаниям и умениям учащихся 9 класса.
Данное пособие акцентирует внимание на требованиях к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы девятиклассник должен знать/понимать:
– образную природу словесного искусства;
– авторов и содержание изученных произведений;
– основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
Ученик 9 класса должен уметь:
– воспринимать и анализировать художественный текст;
– выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
– определять род и жанр литературного произведения;
– выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
– характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
– сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
– выявлять авторскую позицию;
– выражать свое отношение к прочитанному;
– выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
– владеть различными видами пересказа;
– строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
– участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
– писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
– пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий. (См.: Программа для общеобразовательных учреждений. Новый образовательный стандарт. 5–11 классы / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2005, с. 92 и сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. – Волгоград: Учитель, 2006.)
Практическая целесообразность предлагаемого материала состоит в том, что его применение позволит учителю, особенно начинающему, построить систему своей работы, прогнозировать результативность каждого урока с точки зрения требований к знаниям и умениям учащихся 9 класса.
Пособие имеет прямо ориентированное практическое назначение, отвечает современным требованиям к обучению выпускников 9 класса и представляет комплексный процесс деятельности учителя-практика по литературному образованию школьников.
Планирование уроков литературы в 9 классе рассчитано на 3 академических часа в неделю.
Поурочные планы разработаны в соответствии с программой и учебником-хрестоматией по литературе для 9 класса в двух частях под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и рассчитаны на оказание помощи начинающим учителям литературы.
В пособии представлены различные типы уроков с использованием современных методов и приемов подачи учебного материала, а также предлагается нестандартный подход в планировании уроков по отдельным темам, направленным на развитие всесторонне развитой личности, способной к самостоятельной творческой и сотворческой деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.
Содержание
Введение 3
Тематическое планирование 6
Урок 1. Художественная литература в общественной жизни и культуре России 40
Урок 2. «Божественная комедия» Данте Алигьери (1265–1321). Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине 42
Урок 3. Люди древней Руси. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней руси. Библия как памятник мировой культуры 45
Уроки 4–5. «Слово о полку Игореве» – великий памятник Древней Руси. Печальная повесть о походе князя Игоря и его дружины в «Слове…» 49
Урок 6. Развитие речи. Как писать сочинение на литературную тему? 52
Уроки 7–8. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии В. Шекспира «Гамлет». «Вечный образ» Гамлета в трагедии 55
Уроки 9–10. Литература эпохи Просвещения. Русский классицизм и сентиментализм. Эпоха М. В. Ломоносова. Чем она интересна.
«Ода на день восшествия … императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года» 58
Урок 11. Краткая характеристика творчества Гавриила Романовича Державина (1743–1816) – поэта и гражданина 60
Уроки 12–13. «Сатиры смелый властелин» Д. И. Фонвизин. (1745–1792). Комедия «Недоросль». Проблемы жизни и нравов России XVIII века 61
Уроки 14–15. «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Жизненный подвиг А. Н. Радищева (1749–1802).
«Путешествие из Петербуга в Москву» 63
Уроки 16–17. Н. М. Карамзин (1766–1826). Повесть «Бедная Лиза» 66
Урок 18. И.-В. Гете (1749–1832). Трагедия «Фауст». Неразрывность связи добра и зла в трагедии 70
Урок 19. Золотой век русской поэзии (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Н. М. Языков, А. В. Кольцов, Е. А. Баратынский) 72
Урок 20. В. А. Жуковский (1783–1852). Баллада «Светлана» 73
Урок 21. Джордж Гордон Байрон (1788–1824). Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона 75
Уроки 22–23. «Человек необыкновенный» (А. С. Пушкин). Очерк жизни и творчества А. С. Грибоедова (1795–1829). Комедия «Горе от ума». «К вам
Александр Андреич Чацкий» 78
Урок 24. «Век нынешний и век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 80
Урок 25. «Молчалины блаженствуют на свете» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 81
Уроки 26–27. «Безумный по всему …». Трагедия Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Итог конфликта и развязка действия
в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 83
Урок 28. Развитие речи. И. А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний» 85
Урок 29. «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». Урок-обобщение 85
Урок 30. «Кто разгадает вас?» Тайна Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 87
Урок 31. А. С. Пушкин (1799–1837). «Что в имени тебе моем?» Очерк жизни и творчества А. С. Пушкина 89
Урок 32. Основные мотивы
лирики А. С. Пушкина 90
Урок 33. А. С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери» 93
Урок 34. А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Герой и время в романе 95
Урок 35. Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 96
Урок 36. Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 98
Урок 37. Татьяна Ларина – «милый идеал» А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» 100
Уроки 38–39. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина 102
Уроки 40–41. Очерк жизни и творчества М. Ю. Лермонтова (1814–1841). Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова 103
Урок 42. Социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанровые и композиционные особенности романа 106
Урок 43. Печорин в системе образов романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 109
Урок 44. Трагедия жизни Григория Александровича Печорина и его поколения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 110
Урок 45. Н. В. Гоголь (1809–1852). Очерк жизни и творчества писателя 112
Урок 46. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков в поэме 113
Урок 47. Образ Павла Ивановича Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 116
Урок 48. «Живая Русь» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 120
Урок 49. Повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького» человека в повести 122
Уроки 50–51. И. С. Тургенев (1818–1883). Очерк жизни и творчества И. С. Тургенева. «Первая любовь». Нравственная проблематика повести 124
Уроки 52–53. Федор Иванович Тютчев (1803–1873). Очерк жизни и творчества поэта. Любовная и философская лирика Ф. И. Тютчева 126
Уроки 54–55. Очерк жизни и творчества А. А. Фета (1820–1892). Основные темы лирики А. А. Фета 127
Урок 56. Николай Алексеевич Некрасов (1821–1877/1878) «Любимейший русский поэт …» (Н. А. Добролюбов) 129
Урок 57–58. Зачет 131
Уроки 59–60. Л. Н. Толстой (1828–1910). Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого. Повесть «Юность» 131
Урок 61. Судьба Николеньки Иртеньева в повести «Юность». «Диалектика души» героев повести 133
Урок 62. Мастерство и сила нравственного воздействия Л. Н. Толстого на читателя в повести «Юность» 134
Уроки 63–64. А. П. Чехов (1860–1904). Очерк жизни и творчества писателя. Ранние юмористические рассказы А. П. Чехова «Толстый
и тонкий», «Смерть чиновника», «Унтер пришибеев» 136
Урок 65. Рассказ А. П. Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа 138
Уроки 66–67. Маленькая трилогия А. П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений о ложном
представлении, определяющем судьбы людей 140
Урок 68. Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) – поэт и прозаик xx века 143
Уроки 69–70. Автобиографическая повесть И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» 145
Урок 71. Максим Горький (1868–1936). Раннее творчество и судьба писателя 146
Уроки 72–74. Автобиографическая трилогия А. М. Горького «Мои университеты». Судьба героя повести А. М. Горького «Мои университеты»
Алеши Пешкова 148
Уроки 75–76. Александр Александрович Блок (1880–1921). Слово о поэте. Лирика А. А. Блока. Образ «Прекрасной Дамы» в поэзии 150
Урок 77. Тема россии в творчестве А. А. Блока 152
Уроки 78–79. С. А. Есенин (1895–1925). Слово о поэте и его судьбе. Человек и природа в поэзии Сергея Александровича Есенина 153
Урок 80. Тема родины в лирике поэта С. А. Есенина 156
Уроки 81–82. Слово о Владимире Владимировиче Маяковском (1893–1930). Сатирические стихи В. В. Маяковского 158
Урок 83. Стихи В. В. Маяковского о любви 162
Уроки 84–85. Слово об Анне Андреевне Ахматовой (1889–1966). Тема родной земли, родины в лирике Анны Ахматовой 163
Урок 86. Стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви 165
Уроки 87–88. Презентация «Мой сборник стихов поэта» (А. А. Ахматовой, С. А. Есенина, А. А. Блока, В. В. Маяковского) 167
Урок 89. Обзор творчества татарского поэта Г. Тукая. Газель как традиционная для поэзии Востока форма 169
Уроки 90–91. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940). Творческий путь писателя. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 169
Урок 92. Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление общества 172
Урок 93. В. В. Набоков (1899–1977). Человек и природа в произведении «Гроза» 175
Уроки 94–95. Михаил Александрович Шолохов (1905–1984). Рассказ «Судьба человека». Образ Андрея Соколова в рассказе 176
Уроки 96–97. Александр Трифонович Твардовский (1910–1971). Поэма «Василий Теркин». Образ русского солдата в поэме 178
Урок 98. Человек и природа в повествовании рассказов В. П. Астафьева (1924–2002) «Царь-рыба» 181
Урок 99. Валентин Григорьевич Распутин (1937). Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии» и ее нравственные проблемы 184
Урок 100. Человек и стечение обстоятельств в пьесе Александра Валентиновича Вампилова (1937–1972) «Старший сын» 186
Урок 101. Александр Исаевич Солженицын (1918). Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе 191
Урок 102. Василий Макарович Шукшин (1929–1974). Рассказы Шукшина о «чудиках». Душевная красота и своеобразие рассказов 193
Уроки 103–104. Стихотворения Николая Михайловича Рубцова (1936–1971) 197
Урок 105. Итог. Перспективы на будущее 200
Литература 202
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом