Первые дни ребенка в школе: рефлексивные круги, игры

Есть на складе
87 руб.
-10%
78,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1273
Авторы-составители Говоркова Н. Б., Кукушкина Г. Г.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 978-5-7057-1608-1
Страниц 160
УДК 372.22
Штрихкод 9785705716081
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 6 (мм)
Вес 114 г
Вниманию учителя предложены рекомендации по организации первых дней пребывания ребенка в школе, разработки нестандартных классных часов (в форме рефлексивных кругов), игры и упражнения, направленные на успешную социализацию ребенка. Материалы, представленные в данном пособии, помогут педагогу научить первоклассников быть школьниками, совместно с детьми выработать правила самостоятельной работы; научить учиться. Предложенный материал может быть использован на уроках, в группе продлённого дня, во внеклассной работе.
Предназначено для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня, может быть полезно студентам педагогических колледжей и вузов.

Подробное описание

Иногда успеха добиваются те, кто этого хочет. Чаще те, кто хочет и талантлив. А всегда – те, кто не может жить без работы, в которой пытается добиться успеха.

Проблема подготовки обучающихся к жизни в новом социально-экономическом и культурном пространстве обретает особую актуальность в связи с возникающими в последние  годы дискуссиями об эффективности начального этапа обучения.

Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к 10 годам от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами.

Возраст от 5 до 10 лет считается, с этой точки зрения, критическим. Неудачи, с которыми надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.

Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более неадекватным будет это напряжение – либо малым, либо чрезмерным.

Учителю начальной школы, обучающему первоклассников, приходится одновременно контролировать и вопросы общения детей друг с другом и с другими взрослыми, и психофизиологическое самочувствие детей, и течение учебного процесса, и многое другое.

Адаптация – сложный многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив.

В нашем понимании адаптация – это часть сложного, противоречивого, динамичного процесса, этап самореализации личности, направленный на освоение социальных норм и ценностей.

Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд первоклассника – серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей. Такой же ответственный момент переживает учитель, встречающий ребенка в школе. Каким бы опытом работы и педагогическим мастерством он ни обладал, каждый класс новоявленных школьников требует от педагога новых подходов, новых решений. Того же требует от учителя время. Школа живет ожиданием новых стандартов в образовании, полный переход на которые планируется к 2013–2014 годам. Главной задачей образовательного учреждения  становится не вооружение школьника определенным набором знаний, а формирование умений эти знания добывать. Объем информации, необходимой для жизни, стремительно увеличивается, поэтому невозможно за период обучения снабдить учащегося знаниями на всю жизнь. Совершенно очевидно, что человеку придется  непрерывно учиться, переучиваться, повышать квалификацию. Школа должна подготовить ученика к будущей жизни, сделать его членом общества. Много внимания следует уделять таким формам обучения, где востребованы активность и инициатива ребенка, где поощряются поиск и творчество.

Адаптация ребенка к школе может успешно реализовываться при учете ряда условий психологической поддержки. Это:

  • развертывание преемственной связи начала обучения с решением жизненных и теоретических (мировоззренческих) проблем, волнующих вчерашнего дошкольника;
  • сохранение имеющего место в дошкольный период интереса к индивидуальным суждениям каждого ребенка;
  • обеспечение активного личностного диалога всех участников образовательного процесса (сам ученик, педагоги, одноклассники);
  • декларирование права на ошибку как естественного и закономерного условия совершенствования человека.

В первой части пособия рассказывается, как возможно обеспечить эти условия в рамках гуманистической парадигмы образования. Учет условий, способствующих адаптации первоклассников, и условий их психологической поддержки позволил сформулировать пути, которыми следует двигаться педагогу, обучая первоклассников в первые месяцы учебного года.

Во второй части пособия содержатся рекомендации, предназначенные для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня и направленные на включение первоклассников в свободную самостоятельную учебную деятельность в период адаптации к школе.

Под свободной самостоятельной деятельностью подразумевается предоставление ребенку свободы  в выборе содержания и способов учебной деятельности. Свободная самостоятельная учебная деятельность первоклассников в группе продленного дня может стать вариантом закрепления пройденного материала и самостоятельного знакомства с новой темой.

Учащимся предоставляется право работы в автономном режиме. Каждый ученик самостоятельно выбирает для себя цель деятельности, напрямую связывая ее с усвоением предметных знаний, осуществляет планирование своей деятельности и дает оценку полученным результатам. При этом доминируют методы самостоятельной работы со специально разработанным дидактическим материалом при минимальной консультационной помощи учителя.

Свободная самостоятельная деятельность преследует следующие цели:

  • повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий;
  • самостоятельное частичное прохождение программного материала;
  • опережающее знакомство с программным материалом;
  • развитие основ самообразования: писать, читать в нужном темпе, уметь концентрировать свое внимание, видеть главное при чтении, работать с учебной и справочной литературой;
  • создание положительной мотивации к учебной деятельности;
  • развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения;
  • развитие познавательного и творческого потенциала учащихся;
  • формирование рефлексивно-оценочной деятельности и навыка самопроверки.

Предложенные занятия позволят показать детям возможности самостоятельной учебной деятельности; заложить основу для формирования опыта свободной самостоятельной учебной деятельности; выработать правила самостоятельной работы.

Вниманию учителя начальных классов предложены разработки нестандартных классных часов (в форме рефлексивных кругов), которые можно провести для первоклассников в адаптационный период.

В процессе превращения дошкольника в ученика важна каждая минута, проведенная ребенком в школе. Организовать досуг первоклассников помогут игры, предложенные в пособии.

Пособие поможет учителю научить ребенка учиться и полюбить этот труд. Д. С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни». Хочется верить, что данное пособие поможет учителю и ребенку найти радость в своем труде, а, значит, вчерашние дошколята станут самыми настоящими школьниками, пытливыми, стремящимися к знаниям, успешными.

Удачи вам и радости творчества!

Содержание

Введение    3

Часть I. Организация работы по психологической поддержке первоклассников в адаптационный период    7

Модель деятельности по организации адаптационного периода в первом классе    17

Рекомендации по организации адаптационного периода в первом классе начальной школы    18

Рекомендации по организации уроков в адаптационный период по отдельным предметам    36

Приложения

Приложение 1. Первые дни ребенка в школе (советы психолога)    43

Приложение 2. Советы детского врача (для родителей первоклассников)    45

Приложение 3. Советы учителя родителям будущих первоклассников    46

Приложение 4. Психологический портрет учителя, опыт самодиагностики    48

Приложение 5. Изучение социально-психологической адаптации ребенка к школе    55

Приложение 6. Схема изучения социально-психологической адаптации детей к школе    57

Приложение 7. Форма психологического паспорта ученика    61

Часть II. Включение в свободную самостоятельную учебную деятельность первоклассников в период
их адаптации к школе    61

Учим быть школьниками    61

Организация свободной самостоятельной учебной деятельности в вопросах и ответах    77

Рефлексивные круги    105

Часть III. Делу время – потехе час (50 игр для первоклассников)    134

Игры на знакомство    134

Игры за партами    136

Игры на сплочение коллектива    139

Игры в классной комнате    142

Игры в кругу    144

Игры в школьном коридоре    145

Игры в школьном дворе    147

Игры в парке    149

Тихие игры    151

Физкультминутки    153

Литература     156

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.