Информационный банк в системе профильного обучения: структура управления, рекомендации, программы элективных курсов

Снято с продажи
Код 1243
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-1741-5
Страниц 175
УДК 371
Штрихкод 9785705717415
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 5 x 7 (мм)
Вес 127 г
Одно из важных направлений современного образования - организация профильного обучения. Настоящее пособие знакомит с опытом работы администрации школы по созданию информационного банка, включающего в себя структуру управления профильным обучением, функциональные обязанности директора, его заместителей и других работников школы в системе профильного образования; рекомендации по организации предпрофильного обучения, алгоритм написания программы элективного курса.
Во второй части пособия представлены программы элективных курсов в системе предпрофильного обучения. Содержание курсов соответствует познавательным возможностям девятиклассников. Представлены предметные (химия, английский язык, обществознание, экономика) и межпредметные (литература, русский язык, ОБЖ, психология, философия и физическая культура; литература, география, история и МХК) курсы с разработками занятий.
Предназначено школьным администраторам, координаторам профориентационной работы.

Подробное описание

введение

Если у вас есть яблоко,

И у меня есть яблоко,

То, обменявшись ими,

Останется по яблоку.

Если у вас есть идея,

И у меня есть идея,

Обменявшись ими,

У каждого будет

По две идеи.

   Бернард Шоу

В настоящее время одним из направлений реформы образования является организация профильной школы.

Вопрос выбора профиля обучения, а на раннем этапе предпрофиля обучения, для старшеклассников есть вопрос выбора будущей профессии, приложения своих сил в определенной сфере общественно полезной деятельности, определения своего места в жизни. Проблема осмысленности, полноценности существования и даже личного счастья непосредственно связана с ролью профессионального труда в жизни человека. Именно поэтому создание института ранней профессионализации школьников профильной школы обретает статус государственной проблемы трудовой занятости, материальной обеспеченности и личностной реализации молодежи.

Выбор направленности обучения, связанного с построением жизненного пути, приходится на старший школьный возраст,
14–17 лет. Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы. Профильное обучение старшеклассников давно является нормой в цивилизованном мире, и начавшийся процесс становления профильной школы в России согласуется с мировыми тенденциями образования.

Основным субъектом управления профильным обучением выступают администрация школы, муниципальный орган управления образованием и образовательные учреждения, привлекаемые к осуществлению методической и консультативной помощи педагогическому коллективу. Учреждения профессионального и дополнительного образования имеют возможность участвовать в профессиональном обучении старшеклассников как в школе, так и на своей базе. Они решают широкий спектр вопросов по профессиональной ориентации учащихся, профессиональной подготовке, организации деятельности творческих объединений старшеклассников по интересам и способностям, участвуют в работе методических объединений учителей. Для успешной реализации идей профильной школы необходимы согласованность, преемственность в деятельности различных структур, а главное – стройная система управления и организация всего профильного обучения.

В данном пособии мы представляем опыт создания информационного банка в системе предпрофильного и профильного обучения. Создание такого банка помогает реализовать следующие управленческие функции: мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-оценочную, регулятивно-коррекционную.

Информационно-аналитическая.

Изучение содержания образовательной деятельности и содержания предпрофильного и профильного обучения, анализ состояния ресурсного обеспечения предпрофильного и профильного обучения; диагностика образовательных потребностей учащихся и их родителей; информационное обеспечение содержания профильного образования и управления им; формирование банка информации об опыте организации профильного обучения.

Мотивационно-целевая.

Формирование представления о выпускнике школы в соответствии с социальным заказом, реализуемым с помощью профильного обучения; определение цели и задач образовательной и управленческой деятельности в условиях профильного обучения; разработка содержания деятельности всех субъектов управления при организации профильного обучения; обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для проявления творческих инициатив всеми участниками образовательного процесса.

Планово-прогностическая.

Определение зоны ближайшего и перспективного развития школы в условиях профильного обучения; разработка оптимальной модели организации профильного обучения, его научно-методическое сопровождение; прогнозирование результатов образовательной и управленческой деятельности; проектирование зон срочной и долгосрочной перспектив ресурсного обеспечения профильного обучения.

Организационно-исполнительская.

Разработка учебных планов профильного обучения и обеспечение педагогических кадров необходимыми для их реализации средствами; определение оптимальных технологий обучения, обеспечивающих эффективность образовательного процесса; планирование и организация занятий в рамках профильного обучения.

Контрольно-оценочная.

Проведение диагностики результатов образовательной и управленческой деятельности; оценка результатов обучения старшеклассников; оценка взаимодействия школы с другими образовательными ресурсами; оценка методического обеспечения профильного обучения; оценка эффективности профильного обучения по результатам поступления выпускников школы в вузы и другие образовательные учреждения.

Регулятивно-коррекционная.

Корректировка содержания и технологии организации профильного обучения на основании результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся, результатов поступления выпускников школы в вузы и другие образовательные учреждения; внесения изменений в управленческую деятельность по организации профильного обучения.

Во второй части пособия предлагаются разработки элективных курсов по предпрофильной подготовке.

Основные цели данных элективных курсов:

– Обеспечить углубленное изучение общеобразовательных предметов.

– Создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения учащихся в соответствии с их способностями.

– Расширить возможности более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению.

– Обеспечить преемственность общего и профессионального образования.

Содержание курсов по выбору соответствует познавательным возможностям девятиклассников, развивает их учебную мотивацию.

Содержание курсов по выбору представляет собой:

1. Расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета («Биологическая роль металлов и неметаллов в живой природе», литературный этюд по-английски».)

2. Введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий («Что значит человек воспитанный», «Экономика и бизнес».)

3. Совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения («Мы – славяне», «Есть такая профессия – Родину защищать»).

Технологии, используемые в системе элективных курсов, ориентированы на приобретение учениками такой практики, которая поможет им лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и т. д.).

Составители пособия надеются, что их опыт работы будет интересен и полезен всем, кто заинтересован в становлении профильной школы в России.

Содержание

Введение    3

Г. М. Хорт
Структура управления профильным обучением    7

Рекомендации по организации предпрофильного обучения
в школе    19

Мероприятия по организации и введению предпрофильной
подготовки    23

Программы элективных курсов в системе предпрофильного
обучения    36

И. А. Ромашкина
Элективный курс по химии «Биологическая роль металлов
и неметаллов в живой природе» (17 ч)    36

Н. К. Скрынникова
Литературный этюд по-английски (8 ч) (элективный курс
по английскому языку)    48

С. Дунеминов
Экономика и бизнес (8 ч) (международный элективный курс)    54

Методические рекомендации по проведению занятий    59

Занятие 1. Тема: Что такое экономика, состав, структура    59

Занятие 2. Тема: В какой экономике мы живем?    60

Занятие 3. Тема: Бизнес и экономика    61

Занятие 4. Тема: Управление в бизнесе. Менеджмент    62

Занятие 5. Тема: Финансы и расчеты в бизнесе    64

Занятие 6. Тема: Люди в бизнесе    65

Занятие 7. Тема: Маркетинг    66

Занятие 8    67

Н. Ю. Кадашникова
Программа межпредметного элективного курса
«Есть такая профессия – Родину защищать» (17 ч)    68

Н. Ю. Кадашникова
Межпредметный элективный курс «Мы – славяне!»    84

Занятие 1. Тема: Взгляд в прошлое    97

Занятие 2. Тема: О земном устроении    99

Занятие 3. Тема: Языческие боги древних славян    102

Занятие 4. Тема: Мелкие божества    105

Занятие 5. Тема: Рождение пересечение границы во времени    107

Занятие 6. Тема: Имена дает нам небо    110

Занятие 7. Тема: Взросление    113

Занятие 8. Тема: Свадьба    116

Занятие 9. Тема: Смерть. Обряд погребения    120

Занятие 10. Тема: «Что в имени тебе моем?»    126

Занятие 11. Тема: «Что нам стоит дом построить?»    126

Занятие 12. Тема: «Встречают по одежке»    131

Занятие 13. Тема: Женщина, космос и украшения    133

Занятие 14.    136

Занятия 15–16    136

Занятие 17 (итоговое)    137

Е. М. Редкокашина
Межпредметный элективный курс «Что значит – человек
воспитанный» (8 ч)    151

Занятие 1. Тема: Из истории русского этикета    157

Занятие 2. Тема: Портрет культурного человека    160

Занятие 3. Тема: Твой стиль поведения    162

Занятие 4. Тема: Суди о человеке не по красоте одежды,
а по красоте души    165

Занятие 5. Тема: Законы общения    167

Занятие 6. Тема: Посиделки «Комплименты»    168

Занятие 7 (итоговое)    170

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос