Правовой статус образовательного учреждения: нормативы, рекомендации

Снято с продажи
Код 1215к
Авторы-составители Леонтьевская Г. И.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-1486-5
Страниц 265
УДК 371
Штрихкод 9785705714865
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 11 (мм)
Вес 192 г
Закон РФ "Об образовании" устанавливает "автономность образовательных учреждений". Это дает им право в соответствии с их статусом и компетенцией разрабатывать свои нормативы и локальные документы, что, естественно, требует управленческой и юридической грамотности руководителя.
На основе накопленного опыта правового регулирования деятельности школы составитель пособия предлагает вниманию читателей рекомендательный материал для решения правовых и юридических проблем: образцы оформления приказов с комментариями, основные правила и нормы по оформлению документов, концепции, положения. Осуществление разных видов внутренних и внешних связей образовательного учреждения представлено пакетом документов, включающим в себя: организационно-распорядительную документацию и локальные акты, регулирующие образовательный процесс и взаимоотношения его участников, деятельность органов самоуправления, творческих объединений; трудовые отношения между работодателем и работником.
Предназначено руководителям образовательных учреждений, их заместителям, может быть полезно слушателям ИПК.

Подробное описание

введение

Правовой статус образовательных учреждений определен Законом РФ «Об образовании» с внесенными в него изменениями и дополнениями и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19. 03.2001 № 196.

Все образовательные учреждения имеют опыт разработки и регистрации уставов, локального правового регулирования своей деятельности. И все же необходимость упорядочения отношений школы со всеми участниками образовательного процесса, а также с другими физическими и юридическими лицами остается достаточно сложным участком работы руководителя ОУ.

Закон РФ «Об образовании» (п. 6 ст. 2) устанавливает «автономность образовательных учреждений», и это дает им право самостоятельно создавать нормативно-правовую базу для своей деятельности. Муниципальные органы управления образованием рекомендуют необходимый минимум локальных актов для подготовки правовой основы деятельности ОУ, а школы самостоятельно устанавливают необходимое количество локальных нормативных актов. Однако нужно отметить, что в образовательном учреждении обязательно должны быть локальные акты, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы. Для выполнения основных положений законодательства об образовании ОУ должно разработать и принять в установленном порядке локальные нормативные акты, перечисленные в ст. 32 Закона РФ «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения».

Требования к содержанию устава образовательного учреждения сформулированы в ст. 13 Закона РФ «Об образовании». Данная статья (п. 1.9) устанавливает необходимость перечня локальных актов (приказов, распоряжений, положений, инструкций и др.), регламентирующих деятельность ОУ. Отдельные положения, например Положения о классном руководителе, профильных классах, педсовете, попечительском совете и пр., даются не в тексте, а в дополнении к уставу. Это удобно, так как необходимые изменения и дополнения, вносимые в них, могут утверждаться органами самоуправления ОУ и не затрагивать устав как правовой документ в целом.

Опыт работы в качестве эксперта позволяет автору обобщить типичные, наиболее распространенные ошибки руководителей, допускаемые при разработке локально-нормативной базы образовательного учреждения:

1. Типовые положения, принятые на федеральном и региональном уровнях (о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ, о получении образования в семье, о получении общего образования в форме экстерната), не персонифицированы, то есть не переработаны с учетом особенностей ОУ, но существуют в ОУ с грифами «Принято на педагогическом совете…» и «Утверждаю…».

2. Положения дублируют локальные акты других образовательных учреждений, что подтверждается часто наличием названия «чужого» ОУ в содержании документа.

3. В нарушение приказа Комитета по образованию Администрации Волгограда от 15.12.2004 г. № 599 «Об утверждении Порядка приема граждан в муниципальные общеобразовательные учреждения г. Волгограда» часто действует «свой» порядок приема граждан в образовательные учреждения.

4. Допускаются правовые коллизии в наименованиях локальных нормативных актов: «Положение о классах выравнивания» (нужно: «Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида»), «Положение о кружках» (нужно: «Положение о дополнительном образовании учащихся в учебно-воспитательной системе».

5. В Положении о моральном и материальном стимулировании сотрудников учреждения прослеживается смешение понятий «премия», «надбавки», «доплаты».

6. Правила поведения в школе зачастую не регламентируют дисциплинарные стороны деятельности обучающихся, а представляют собой набор этических норм поведения детей, принятых в обществе.

7. В ОУ ведется всего две книги приказов вместо положенных четырех.

Локальные нормативные акты направлены на регулирование разных видов внутренних и внешних связей образовательного учреждения. На основе обобщения накопленного опыта правового регулирования деятельности школы автор предлагает вниманию читателей пакет документов, включающий в себя приказы, положения, инструкции:

1. Организационно-распорядительная документация (приказы, инструкции);

2 Локальные нормативные акты:

2.1 регулирующие образовательный процесс, взаимоотношения участников образовательного процесса;

2.2 регулирующие деятельность органов самоуправления, творческих общественных и ученических объединений;

2.3 регулирующие трудовые отношения между работодателем и работником. В современных условиях «правотворчества» требования к содержанию и форме таких правовых актов, как приказы, значительно повысились.

При издании любого приказа необходимо руководствоваться «Методическими рекомендациями по работе с документами в общеобразовательных учреждениях» МО РФ от 20. 12.2000 г.
№ 03-51/64, постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Организационно-распорядительная документация

Количество книг приказов не регламентируется никаким документом, однако рекомендуется вести 4 книги приказов, распределив их в номенклатуре в соответствующих рубриках:

1. Приказы по основной деятельности (финансово-хозяй-ственная деятельность ОУ, организация планирования, отчетность, учебно-воспитательный процесс, лечебно-профилакти-ческие мероприятия, отпуска по учебе, без сохранения содержания и пр.) – хранятся постоянно.

2. Приказы по личному составу (прием, увольнение, перевод на другую работу) – хранятся 75 лет.

3. Приказы о поощрениях и взысканиях, ежегодных отпусках работников (хранятся 3 года).

4. Приказы по обучающимся (хранятся постоянно).

На сегодняшний день в подавляющей части образовательных учреждений используется компьютерный вариант издания приказов, когда приказы печатаются и складываются в хронологическом порядке по номерам.

В таком случае обязательна пронумерованная, прошнурованная и скрепленная печатью книга, в которой записаны названия приказов.

Форма записи может быть следующей:

приказов

Дата издания приказов

Название

приказов

Краткое содержание

приказов





Текст приказа не делится на параграфы, а каждая его часть отмечается арабской цифрой, подпункты отмечаются арабскими цифрами с индексами. Название приказа отражает его содержание и формулируется в предельно краткой форме, помещается под датой слева, содержит одно предложение, кавычками не выделяется.

За подписью руководителя идет запись «С приказом ознакомлен(а): подпись, Ф. И. О. , дата. Подпись, расшифровка подписи и дата ставятся работником собственноручно

Содержание

Введение    3

Об окончании учебной четверти    82

Примеры приказов по личному составу    86

Примеры приказов о поощрениях и взысканиях,  ежегодных отпусках работников    91

Примеры приказов по обучающимся    94

Инструкция по ведению классных журналов    118

Инструкция по заполнению аттестатов  и приложений к ним    122

Локальные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс, взаимоотношения участников образовательного
процесса    126

Положение о правилах постановки учащихся  на внутри-
школьный учет    138

Положение о системе оценок, формах, порядке и периодич-
ности промежуточной аттестации обучающихся    140

Положение о дополнительном образовании учащихся в учебно-воспитательной системе    144

Положение о стипендиях обучающимся МОУ СОШ № ____    150

Положение о смотре учебных кабинетов    151

Положение о порядке проверки письменных работ по русскому языку и литературе учителями    153

Положение о тестировании обучающихся    155

Положение о посещении учебных занятий участниками образовательного процесса в школе    159

Положение о проведении спортивных соревнований
в образовательном учреждении    164

Положения, регулирующие деятельность органов само-
управления, творческих общественных и ученических
объединений    167

Положение об отряде юных друзей пожарной дружины    167

Положение о школьном Совете старшеклассников    169

Положение о школьном Уголке Боевой славы    171

Положение о социально-психологической службе    174

Положение о временном творческом коллективе    178

Положение о методическом объединении  учителей-предмет-
ников    180

Положение о методическом объединении  классных
руководителей    185

Коллективный договор    189

Положение о порядке установления доплат и надбавок  за счет бюджетных средств    230

Положение о материальном поощрении работников    234

Положение о комиссии по трудовым спорам    235

Уровневая дифференциация в ОУ  и ее нормативно-правовое обеспечение    238

Нормативно-правовая база по организации  коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательном учреждении    240

Положение о работе психолого-медико-педагогического  консилиума (ПМПк)    241

Положение о специальных (коррекционных) классах  VII вида    244

Положение о логопедическом пункте    246

Концептуальная и нормативно-правовая база  предпрофильной подготовки    249

Нормативно-правовая база предпрофильной подготовки  и профильного обучения    250

Положение о классах профильного обучения    252

Положение о годичной команде педагогов, организующих
работу по предпрофильной подготовке обучающихся  
основной школы    256

Положение об организации и оценивании элективных  курсов (курсов по выбору) в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения    258

Литература    263

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.