Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития

Снято с продажи
Код 1147
Авторы-составители Афанасьева Л. В., Гордеюк Т. Н.
Издательство Учитель, 2013
Серия Методическая работа в школе
ISBN 978-5-91651-106-2, 978-5-7057-3455-9
Страниц 158
УДК 371.3
Штрихкод 9785916511062, 9785705734559
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 105 г
Социальная адаптация детей с ОВЗ - важная задача ОУ в условиях реализации ФГОС. В пособии представлен педагогический опыт привлечения школьников с проблемами в интеллектуальном развитии к социально значимой деятельности, к реалиям окружающего мира, полноценному включению их в учебный процесс и общественную жизнь.
Раскрыты диагностические приемы и методы коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, основных мыслительных процессов и познавательных способностей учащихся. В практической части представлены программы, рекомендации и фрагменты уроков развития, разработки тематических занятий, технология интеграции учащихся классов коррекции в общеобразовательные классы.
Предназначено заместителям директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе, руководителям методических объединений, методистам, педагогам-психологам, классным руководителям и воспитателям, работающим в классах коррекционного обучения.

Подробное описание

Введение

Если педагогика хочет воспитать ребенка во всех отношениях, она призвана также знать его во всех отношениях.

К. Д. Ушинский


В результате прогресса науки вообще, медицины, педагогики и психологии в частности, к началу XXI века накоплен огромный опыт диагностики и реабилитации детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Наиболее важное условие реабилитации – раннее выявление, своевременное и поэтапное оказание коррекционно-педагогической помощи, которая осуществляется сетью специальных учреждений и созданием КРО в общеобразовательных школах. Необходимость раннего выявления и диагностики нарушений познавательной деятельности, комплексного психолого-медико-педагогического воздействия на детей
с особыми образовательными потребностями делает важным знание особенностей их физического и психического развития широким кругом специалистов.

Школьный возраст – это возраст, когда даже не выявленные ранее нарушения в интеллектуальном развитии становятся очевидными.

Особенности психофизического развития таких школьников требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса. Эффективность и качество обучения во многом зависят
от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Классы КРО должны помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, то есть социально адап-тироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру, и ученик в силу первичного дефекта не способен к самостоятельной социализации.

Учитель воспринимается в коррекционных классах как источник положительных эмоциональных переживаний. Ребенок ждет от него не только учебной информации и делового сотрудничества, но и эмоционального сопереживания, доброжелательности, внимания, душевного участия во всех жизненных коллизиях. Часть детей вообще не может вступать в положительно неокрашенные формы контакта, воспринимая их как враждебные.

Учитель должен помнить, что авторитарный, жесткий стиль общения в этих классах недопустим, так как приводит к подавлению личности, к торможению умственного развития. Определяя для себя стиль взаимоотношений со слабо подготовленными детьми, следует учесть, что они плохо понимают содержание правил поведения, требования дисциплины, не всегда точно расшифровывают смысл нравственных понятий, а наказания могут воспринять как агрессию учителя против себя.

Личность учителя – это личность воспитателя, обладающего душевным участием и пониманием нравственности родителей
и детей. Она сама по себе является инструментом воспитания
и развития мотивации к изучению любого предмета, если при организации учебного процесса педагог руководствуется следующими принципами:

1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;

2) наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование проблемных ситуаций;

3) разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке;

4) рациональное сочетание слова, наглядности и действия
на уроке;

5) вся система коррекционной работы осуществляется на основе постоянного изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода к нему.

Содержание

Введение    3

Л. В. Афанасьева    6

Психологические аспекты преподавания гуманитарных предме-тов в 5–9 классах  коррекционно-развивающего обучения    6

Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей уча-щихся    6

Диагностика  психологической грамотности (для учащихся
5–6 классов)    15

Организация психологического комфорта. Приемы восста-новления положительных эмоций и снятия напряжения    18

Развитие памяти на уроках    19

Контроль за вниманием  учащихся на уроках    21

Методы организации мыслительной деятельности учащихся    22

Основные требования к урокам гуманитарного цикла    27

Уроки развития, творчества  и нравственности (опыт работы педагога-психолога)    38

Программа «Приглашаем в мир общения»  (уроки развития для учащихся 5–6 классов)    42

Фрагменты уроков общения    49

Приложения    55

Тематические занятия по программам «Я – взрослый», «По-моги себе сам!» (для учащихся 8–9 классов)    55

Занятие «Мы разные, но мы вместе»    62

Дискуссионное занятие    64

Литература    66

Т. Н. Гордеюк

Интеграция учащихся классов коррекционного обучения  в об-щеобразовательные (технология)    67

Занятия и уроки    98

Т. Ю. Кузнецова

Тема: Дифференциация звуков и букв И – Ы (логопеди-ческое занятие)    98

Е. В. Кузнецова

Тема: Птицы (урок по окружающему миру в 1 классе)    104

О. Н. Ларина

Тема: Дифференциация существительных  и глаголов (урок русского языка в 3 классе)    109

М. М. Колбасина, Н. Л. Харитонова

Тема: Влияние духовной литературы  на светскую. Молит-ва Господня  и «Молитва» А. С. Пушкина (интегрированный урок литературы и ОПК в 6 классе)    111

Тема: Решение математических неравенств (интегрирован-ный урок алгебры и английского языка)    120

Н. И. Гурова

Тема: Европейский Север (обобщающий урок географии
в 9 классе)    124

Приложения    130

Литература    156

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос