Праздники ХХ века в школе: сценарии праздничных мероприятий для учащихся 1-4 классов

Снято с продажи
Код 1110с
Авторы Агапова И. А., Давыдова М. А.
Издательство Учитель, 2008
Серия Общешкольные мероприятия
ISBN 978-5-7057-1442-1
Страниц 349
УДК 372.22
Штрихкод 9785705714421
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 14 (мм)
Вес 248 г
XX век подарил миру множество новых праздников, рассказы о которых являются интересными, познавательными и поучительными для школьников начальных классов.
Книга популярного авторского дуэта И. А. Агаповой и М. А. Давыдовой "Праздники XX века в школе" содержит сценарные разработки, посвященные различным праздничным мероприятиям, которые современная школа несправедливо обходит стороной. Однако учащимся младших классов близки события, которые явились причиной появления Дня космонавтики и Дня энергетика, Недели детской книги и Дня российского кино, а также еще многих праздников, возникших в XX веке.
Думается, что, познакомившись с содержанием данного пособия, педагоги возьмут на вооружение представленные в нем сценарии, которые способны стать основой интересного праздничного события в школе.

Подробное описание

ХХ век знаменателен не только тем, что в это столетие человек впервые поднялся в космос и покорил великие реки Сибири.

Именно ХХ век подарил миру большое число праздничных дат, которые ни в коем случае не могли бы отмечаться ранее, в предыдущее время.

В самом деле, такие праздники, как День шахтера, могли появиться в любом другом веке, была бы только на это воля государства или его верховного правителя – ведь профессия рудокопа существует с незапамятных времен. А вот, скажем, День аэрофлота или День энергетика – это порождение именно ХХ века. Потому что бурное развитие авиации и энергетики началось в его первой половине и продолжается до сих пор. В этом веке, 12 апреля 1961 года, наш соотечественник Юрий Гагарин впервые в мире поднялся в космос. Тогда и возник праздник всех тех, чья работа связана с развитием науки космонавтики – День космонавтики. И подобных примеров множество.

Если классифицировать большинство праздников, возникших в прошедшем столетии, то можно условно поделить их по двум направлениям.

Во-первых, существует немало так называемых «дней профессий» – День учителя, День журналиста, День работника пищевой промышленности, День работника леса и так далее. А, кроме того, есть праздники, которые объявлены ЮНЕСКО общемировыми – День борьбы с курением, День породненных городов, День здоровья и т. д.

Чтобы перечислить только названия праздников, возникших в связи с выдающимися событиями ХХ века или обозначающих славные профессии, понадобится не одна страница. Обидно только, что в школьной практике эти дни проходят незаметно, и порой ребята даже не знают, что за знаменательный день настал или в скором времени должен наступить.

Авторы заведомо предвидят возражения некоторых учителей, что, мол, в повседневной школьной текучке порой и не до праздников вовсе, успевай только поворачиваться, чтобы школьную программу усвоить. А что касается праздников, то ребятам вполне достаточно бывает  устройства привычных и традиционно ожидаемых Нового года и Дня 8 марта или календарно-обрядовых событий, знакомых нашим предкам еще по языческой древней Руси.

А вот и нет. Как показали опросы авторов, ребята охотно откликаются на то, чтобы в каждом новом году их учебы в школе отмечались один-два новых праздника. Им одинаково интересно, чтобы запоминающимися стали не только Масленица или День птиц, но также Неделя детской книги, День геолога, День красоты.

Кроме того, по просьбе авторов ребята придумали самостоятельно несколько названий праздников, которые они хотели бы сделать памятными днями. Это Дни компьютерщика и нарядных платьев, бильярда и аэробики, Праздник честности и др.

К сожалению, большинство репертуарных сборников, предлагаемых в распоряжение учителей и методистов школ, нередко грешит однообразием. Как правило, их создатели предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, акцентируя свое внимание на наиболее доступных праздниках и всем известных датах (тот же Новый год, Масленица, Женский день 8 марта и др.). Причем часто предлагаемые для школьных утренников сценарии беззастенчиво используют хрестоматийный материал – стихи известных поэтов, «бродячие» фольклорные сюжеты, много раз перепечатываемые тексты загадок. Конечно, куда как проще из заведомо проверенного материала составить примитивный монтаж. Но подобный ширпотреб в состоянии создать практически любой учитель, особенно с некоторым опытом работы.

Авторы книги, которую держит в руках уважаемый читатель, решили предоставить в распоряжение школы подборку совершенно оригинальных сценариев праздников, к большинству из которых школы практически не обращались вообще. Об этих праздниках постоянно говорят средства массовой информации, к ним приурочивается выпуск специальных теле- и радиопрограмм, публикации в прессе. Только школа с ее некоторым консерватизмом обходит их стороной. И в большей части это происходит из-за того, что педагоги не имеют в своем распоряжении педагогически удобных, грамотно выстроенных драматически и обладающих определенной художественной ценностью сценариев.

Авторы с большой тщательностью подошли к отбору тематики памятных дней, выбрав из огромного обилия те конкретные даты, которые позволяют расширить познавательный и эмоциональный диапазон школьников начальных классов.

Читатель обратит внимание на то, что структура книги выстроена в соответствии с временами года, составляющими школьные триместры – осень, зима, весна, а также с периодом летних каникул.

В пятой главе книги читатель сможет найти сценарии праздников, которых вообще нет ни в одном справочнике. Это сценарии, которые были разработаны авторами по просьбам школьников. Надеемся, что данные мероприятия также заинтересуют педагогов-постановщиков.

В разделе «Приложение» размещены некоторые рекомендации по созданию поделок из природного материала, которые можно использовать в ряде мероприятий.

Работая над сценариями, их создатели учитывали психолого-педагогических особенности учащихся начальной школы – быструю утомляемость, неспособность долго выносить напряжение. Ведь все-таки цель праздника в школе – дать учащимся некоторую передышку от интеллектуальных усилий, которые постоянно требуются на уроках. Поэтому большинство разработок построено на игровых ходах и сюжетах, а их хронометраж не превышает 20 минут. Исключение составляют две-три мини-пьесы, расположенные в «осеннем» разделе.

Кроме того, большинство сценариев, имея в своей основе игровую сущность, вовлекают в процесс проведения праздников не только тех, кто его показывает, но и зрителей. Как представляется авторам сборника, подобный «интерактив» положительно сказывается на вовлечении школьников в процесс сотворчества, усилении у них внимания к различным видам самостоятельной художественной деятельности.

Неудивительно, если ряд сценариев пособия покажется уважаемому читателю знакомым. Просто некоторые материалы из этой книги, написанные авторами, были ранее опубликованы на страницах специализированных педагогических журналов – «Воспитание школьников», «Искусство в школе», «Начальная школа».

Авторы данного пособия – известные московские писательницы, которым принадлежит 60 совместно созданных книг, направленных в помощь школьным педагогам. Это «Праздник в начальной школе», «Патриотическое воспитание в школе», многократно переизданный трехтомник «Праздник в школе» и др. Также ряд книг по психологии («Сказки о любви»), и серия искусствоведческих эссе о любимых артистах – «Москва слезам не верит. Шесть женских судеб», «Николай Караченцов», «Дмитрий Харатьян: о нем говорят…», «Наталья Гундарева и Михаил Филиппов» (издательство «Эксмо») и др.

Ирина Анатольевна Агапова – психолог, драматург и художник. В 2000 году удостоена звания «Драматург XXI века», большинство ее пьес для детей и юношества – обладатели первых премий и дипломов российских и зарубежных театральных фестивалей («Серебряный котел дури», «Сказки старой мельницы», «Сердце природы» и др.). Некоторые пьесы рекомендованы театральным центром «Дебют» (г. Москва) при Центральном доме актера для профессиональных постановок.

Маргарита Алексеевна Давыдова – кандидат педагогических наук, доцент, композитор, руководитель авторского курса по театральной педагогике Педагогической Академии, лауреат конкурса «Правопорядок и общество» за достойный вклад в формирование подрастающего поколения. Ее перу принадлежат более 200 искусствоведческих статей в известных изданиях («Литературная газета», «Культура»), глянцевых журналах («Бурда», «Кинобизнес») и Интернет-газетах. Многие из статей, опубликованных в данных журналах,  являются обладателями престижных премий «Публикация года».

Авторы надеются, что содержание книги окажется полезным для учителей общеобразовательных школ, завучей по внеклассной воспитательной работе, а также руководителей групп продленного дня, режиссеров детских театральных коллективов, работников школ-интернатов, детских библиотек и культурно-просветительных учреждений.

Удачи вам!

И. А. Агапова, М. А. Давыдова

Содержание

Вступление…………………………………………………………………………………………    6

Глава первая. Волшебство осенних праздников………………………………………………      10

М. А. Давыдова. День знаний (1 сентября) ………………………………………………………    11

М. А. Давыдова. День Отечества (1 сентября) ……………………………………………………    17

М. А. Давыдова. Международный день распространения грамотности (8 сентября) ………      23

И. А. Агапова. Красота спасёт мир (День красоты – 9 сентября) ………………………………    28

И. А. Агапова. День работников леса (18 сентября) ……………………………………………      32

М. А. Давыдова. Всемирный день моря (24 сентября) …………………………………………      37

И. А. Агапова. Нам, туристам, осень нипочём (Всемирный день туризма – 27 сентября) …      42

И. А. Агапова. День учителя (5 октября) …………………………………………………………    47

И. А. Агапова. День пожилых людей (1 октября) ……………………………………………….    50

И. А. Агапова. Международный день музыки (1 октября) ……………………………………      55

И. А. Агапова. Дети кукурузы (День работников сельского хозяйства(9 сентября) …………     60

И. А. Агапова. День работников пищевой промышленности (19 октября) ……………………    68

М. А. Давыдова. Праздник прощания с Букварём………………………………………………      73

М. А. Давыдова. Международный день школьных библиотек (4-й понедельник октября) …    79

И. А. Агапова. День работников автомобильного транспорта (30 октября) …………………     84

И. А. Агапова. При солнышке тепло, при матери добро (День матери – 1 ноября) …………    89

И. А. Агапова. Моя милиция меня бережёт (День милиции – 10 ноября) ……………………     95

И. А. Агапова, М. А. Давыдова. Всемирный день ребёнка (20 ноября) ………………………      100

Глава вторая. Проказы матушки-зимы…………………………………………………………      105

М. А. Давыдова. День энергетика (22 декабря) …………………………………………………    105

И. А. Агапова. Новогодняя прогулка по ельнику (31 декабря) ………………………………..    114

М. А. Давыдова. Встреча Нового года (31 декабря) ……………………………………………    121

М. А. Давыдова. День детского кино (8 января) ………………………………………………..    126

И. А. Агапова. День Российской печати (13 января) ……………………………………………    130

М. А. Давыдова. Международный день родного языка (21 февраля) ………………………..    140

И. А. Агапова. День Аэрофлота (Второе воскресенье февраля) ………………………………    143

И. А. Агапова. День Защитника Отечества (23 февраля) ………………………………………    150

Глава третья. Палитра весенних красок…………………………………………………………    156

М. А. Давыдова. Всемирный день писателя (3 марта) …………………………………………    156

И. А. Агапова. Живой уголок (Международный женский день – 8 марта) …………………..    169

М. А. Давыдова. Всемирный день водных ресурсов (22 марта) ………………………………    173

И. А. Агапова. Международный день театра (27 марта) ………………………………………    176

И. А. Агапова. День сна (31 марта) ………………………………………………………………    183

М. А. Давыдова. Школьный журнал «Смешинка» (День смеха – 1 апреля) …………………    187

М. А. Давыдова. День птиц (2 апреля) …………………………………………………………..    194

И. А. Агапова. Собиратели камней (День геолога – 3 апреля) ………………………………..    202

М. А. Давыдова. Всемирный день здоровья (7 апреля) ………………………………………..    210

М. А. Давыдова. День космонавтики (12 апреля) ………………………………………………    216

И. А. Агапова. Международный день танца (29 апреля) ………………………………………    223

И. А. Агапова. Международный день свободной прессы (3 мая) …………………………….    227

И. А. Агапова. День Солнца (3 мая) ………………………………………………………………    233

И. А. Агапова. День радио и всех отраслей связи (7 мая) ……………………………………..    237

М. А. Давыдова. День Победы (9 мая) ……………………………………………………………    243

И. А. Агапова. Комплекс неполноценности (15 мая – Всемирный день семьи) ……………..    248

И. А. Агапова. Международный день музеев (18 мая) …………………………………………    252

И. А. Агапова. День борьбы с курением (31 мая) ………………………………………………    257

М. А. Давыдова. Выпускной бал в начальной школе……………………………………………    263

Глава четвёртая. Летняя кутерьма………………………………………………………………    270

М. А. Давыдова. День защиты детей (1 июня) …………………………………………………     270

И. А. Агапова. Суд над коноплёй (Всемирный день борьбы с наркотиками – 1 июня) ……     276

И. А. Агапова. День Нептуна (Открытие купального сезона – 1 июня – или ко Дню морского
флота, Дню рыбака) ………………………………………………………………………………    281

М. А. Давыдова. Музыка, которую любил А. С. Пушкин (6 июня – Пушкинский день в России)    284

И. А. Агапова. День мультипликации (10 июня) …………………………………………………     293

И. А. Агапова. День медицинского работника (третье воскресенье июня) ……………………    297

И. А. Агапова. Три глотка напитка пустыни (Всемирный день по борьбе с опустыниванием
и обезвоживанием – 17 июня) ……………………………………………………………………    302

М. А. Давыдова. День физкультурника (9 августа) ………………………………………………      308

И. А. Агапова. День строителя (Второе воскресенье августа) ………………………………….    313

И. А. Агапова. Международный день левши (13 августа) ………………………………………    317

И. А. Агапова. День Российского кино (27 августа) ……………………………………………..    323

Глава пятая. Праздники, придуманные детьми…………………………………………………    328

И. А. Агапова. День робота…………………………………………………………………………    328

И. А. Агапова. Праздник честности, отваги и благородства…………………………………….    336

И. А. Агапова. Праздник компьютерщика…………………………………………………………    340

М. А. Давыдова. Эстафета насекомых……………………………………………………………..    342

Приложение. Игрушки из природных материалов……………………………………………      346

         Сумка из бересты……………………………………………………………………………    346

         Зверушки из желудей………………………………………………………………………     347

         Бусы из рябина………………………………………………………………………………    348

         Поделки из сучков…………………………………………………………………………      348

         Игрушки из шишек…………………………………………………………………………      349

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.