Интеллектуально-познавательные игры в школе. Сценарии, технологии

Снято с продажи
Код 1110л
Авторы-составители Кондрашова О. Г., Калинин А. С. и др.
Издательство Учитель, 2007
Серия Общешкольные мероприятия
ISBN 978-5-7057-1150-5
Страниц 121
УДК 371
Штрихкод 9785705711505
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 5 (мм)
Вес 96 г
Действо и игра неотделимы. Школьник в игре живет "взаправду", одновременно познавая и постигая окружающее, игра дает право на свободу поведения, создает атмосферу общей увлеченности и развивает "умственный" аппетит.
Данное пособие предлагает интелектуально-познавательные игры, способствующие лучшему усвоению, закреплению и расширению приобретенных знаний, применение их на практике, пробуждение у учащихся интереса к изученным предметам.
Предназначено учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, организаторам внеклассной работы в образовательном учреждении.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Детям претит однообразие. Мир их должен быть ярким и подвижным. Работа с ребятами требует зрелищности, игровой стихии.

В поиске рационализации структуры использования (внеурочного) времени можно опираться на две тенденции:

  1. изыскательскую (прогнозы на будущее детского досуга на базе выявленных новых тенденций, зарождающихся в практике);
  2. нормативную (сложившиеся оптимальные модели и формы, соответствующие нашим педагогическим идеалам, нормам, потребностям).

На практике это реализуется в интересном и простом педагогическом правиле: найти новое в старом, старое в новом.

Практика творческих конкурсов, соревнований, различных познавательных игр красноречиво доказывает это. Ценность их в том, что каждому здесь можно найти дело по душе. Чем разнообразнее конкурсное задание, тем разностороннее развитие ребят. Ведь детство и игра неотделимы. Ребёнок в игре живёт «взаправду», одновременно познавая и постигая окружающее.

Замечательный педагог А. С. Макаренко говорил: «Есть ещё один важный метод-игра. Я думаю, ошибочно считать игру одним из занятий ребёнка. В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда он делает серьёзное дело… Надо только дать ему время поиграть, надо пропитать этой игрой всю его жизнь… В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Игра без усилия, без активной деятельности – всегда плохая игра… Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая – радость качества. Такую же радость приносит хорошая работа… Некоторые считают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре её нет. Это неправильно. В игре есть такая же большая ответственность, конечно, в игре хорошей, правильной».

Сама природа игры такова, что она предоставляет возможность и даёт право на свободу поведения, создаёт атмосферу общей увлечённости. Игровая ситуация позволяет раскрыться самым неожиданным качествам человека, в игре он старается проявить себя с лучшей стороны, имеет возможность стать совсем другим, не таким, каков он в повседневной жизни. Игра расширяет границы для проявления творчества, и происходит это легко и непринуждённо, потому что захватывает и сам процесс игры, и её результаты.

Особенно актуальными сегодня являются интеллектуально-познавательные игры, которые предназначены для умственного развития детей, совершенствования и тренировки его памяти, мышления, воображения.

Интеллектуально-познавательные игры способствуют лучшему усвоению, закреплению и расширению приобретённых знаний, применению их на практике, пробуждению у учащихся интереса к изучаемому предмету.

Разрабатывая всякое дело, необходимо учитывать следующее:

  1. формы познавательной деятельности должны быть разнообразными, чтобы постоянно вызывать интерес детей (аукцион знаний, конкурс эрудитов, турнир смекалистых, «Счастливый случай», КВН, «Великолепная семёрка», брейн-ринг и т. п.);
  2. формы воспитывающей деятельности должны учитывать желание ребят померяться силами, поэтому элементы состязательности можно включать в любые игры и дела (особенно такие, как турниры всезнаек, викторины, познавательные «бои» и другие). (см. приложения);
  3. необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм познавательной деятельности. (Например, Архивариус, Мудрец или мудрая книга Энциклопедия приходят в гости к ребятам, т. е. можно использовать и сказочных героев и фантастических пришельцев, и необычные элементы: специальные шапочки с кисточками, гонг, наглядно оформленные «для продажи» вещи на аукционе; различные рисунки, соответствующую музыку, таинственные знаки посланцев космоса и другие);
  4. формы познавательной деятельности должны иметь элементы занимательности, содержать сведения и факты, выходящие за рамки учебной программы;
  5. необходимо соблюдать принцип» от простого к сложному», чтобы не отпугнуть ребят. Когда же удаётся преодолеть первые трудности, ребята испытывают большую радость и готовы перейти к более сложной игре.

В результате у детей появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», который побуждает заниматься свободной познавательной деятельностью за пределами класса, школы, а это значит, что самая главная цель таких игр достигнута.

Содержание

Введение    3

     Интеллектуально-познавательные игры

О. Г. Кондрашова. Интеллектуально-познавательная игра «Великолепная семерка» (7–8 классы)    5

Игра «Великолепная семерка» (7 класс)    13

Интеллектуально-познавательная игра «Скачки»  (8–11 классы)    15

Игра-путешествие «Два корабля» (ко дню Российского флота) (6 класс)    21

Игра «Три чудесных цвета» (5 класс)    27

Ноуменальная игра «Прилет инопланетян» (10–11 классы)    34

Турнир «России верные сыны»    36

Игра «Светское общество» (5–8 классы)    40

Коллективно-творческое дело «Гонка за лидером»    50

Коллективно-творческое дело «Всего понемногу»    53

     Интеллектуальные игры по предметам

А. С. Калинин. Историческая игра «Умницы и умники»    54

К. В. Попова. Брейн-ринг    74

М. В. Нилина. Интеллектуальная игра «России славные сыны»    81

Е. В. Пуртова. Игра-путешествие «Что шумит без ветра? »     85

Л. А. Улитина. Интеллектуальное шоу «Умники и умницы» (5 класс)     90

Л. М. Рыскаль. Игра-викторина «Москва… как много в этом звуке…»    93

Л. С. Дыбань. Турнир любознательных «Время искать, познавать, удивляться»    98

О. Г. Кондрашова. Открытие сезона интеллектуальных игр    104

Открытие олимпиады естественно-математического цикла    111

Литература    120

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.