Информатика. 9 класс: элективные курcы "Создание программ на языке Паскаль"

Снято с продажи
Код 998б
Авторы-составители Ларина Э. С.
Издательство Учитель, 2008
Серия Профильное образование
ISBN 978-5-7057-1499-5
Страниц 141
УДК 371.3
Штрихкод 9785705714995
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 97 г
Сборник элективных курсов опирается на единую теоретическую базу - язык Паскаль. В результате прохождения каждого курса учащиеся смогут создать такие программные продукты, как обучающие, контролирующие, тестирующие программы, информационно-справочные приложения, простейшие базы данных, программы для шифровки сообщений. Кроме прикладных программ в элективных курсах рассматриваются численные методы в программировании.
Материал, изложенный в пособии, можно также использовать в качестве дополнительного на уроке информатики при изучении любого структурированного языка программирования, при разработке и проведении интегрированных уроков.
Пособие предназначено для учителей информатики и учащихся школ, гимназий, лицеев.

Подробное описание

В пособии приведены 5 вариантов элективных курсов по информатике.

п/п

      Тема элективного курса

      Содержание

   I

Обучающие, контролирующие, тестирующие программы средствами языка программирования Паскаль

· Переменные, типы переменных. Организация ввода-вывода данных в программе.

· Ветвление

· Проект «Программирование психологических тестов»

   II

Численные методы в программировании

· Цикл For

· Цикл While

· Вложенные циклы

· Проект «Численные методы. Вычисление площади криволинейной фигуры»

· Проект «Численные методы. Вычисление суммы элементов сходящегося ряда»

  III

Шифровка сообщений

· Стандартные функции и процедуры

· Проект «Шифровка сообщений»

  IV

Программирование простейших баз данных средствами языка программирования Паскаль

· Одномерные массивы

· Проект «Словарь»

  V

Использование двумерных массивов при решении систем линейных уравнений и программировании БД

· Двумерные массивы

· Проект «Численные методы. Решение систем линейных уравнений»

· Проект «Телефонный справочник»

· Проект «Заполнение готовых форм с помощью информации из базы данных»

· Проект «Сводная ведомость успеваемости»


Каждый из элективных курсов базируется на определенной теме по программированию. Так, в курсе I глубоко изучается организация ввода-вывода данных и ветвление в языке программирования Паскаль, в курсе II циклы, курсе III стандартные процедуры и функции языка программирования Паскаль, курсе IV – одномерные массивы, курсе V – двумерные массивы.

Упор в элективных курсах делается на применение полученных знаний на практике, в частности – на создание вполне самостоятельных приложений, которые можно использовать и вне уроков информатики. Например, создание сборника психологических тестов (курс I) можно предложить классным руководителям для проведения классного часа по теме «Познание себя» либо школьному психологу для создания психологических портретов учащихся школы. Программы для математических расчетов с использованием численных методов (курсы II, V) можно использовать на уроке математики либо для проведения интегрированных уроков информатика математика. Телефонные справочники, сводные ведомости успеваемости и другие простейшие базы данных (курсы IV, V) помогут классному руководителю, школьному секретарю организовать ведение документации.

Элективный курс V предполагает разноплановую проектную деятельность, хотя и построен на единой теоретической базе (использование в программах типовых алгоритмов обработки двумерных массивов). По окончании курса учащиеся должны выполнить как минимум два проекта. Первый (обязательный) – «Решение систем линейных уравнений». Из проектов «Телефонный справочник», «Заполнение готовых форм с помощью информации из базы данных», «Сводная ведомость успеваемости» можно реализовать один, по выбору, но желательно, чтобы учащиеся выбрали разные темы этих проектов.

Для создания вышеперечисленных приложений в каждом элективном курсе учащимся придется провести исследовательскую работу в другой предметной области. Так:

  • в элективном курсе I необходимо создать подборку психологических тестов из разных источников, проконсультироваться со школьным психологом относительно научности
    собранного материала, разработать дизайн заставки теста; экспериментально определить недостатки и преимущества компьютерного тестирования и тестирования, проведенного непосредственно психологом;
  • в элективном курсе II предстоит разобраться с математической стороной проекта, провести исследование эффективности различных численных методов;
  • в элективном курсе  III необходимо также провести исследование, связанное с поиском различных методов шифровки информации (и ранее существовавших, и современных), анализом этих методов, их классификацией по различным критериям;
  • в элективных курсах IV и V необходимо разобраться с теорией баз данных, разработать структуру своей базы данных.

При создании приложений, предусмотренных проектной деятельностью всех элективных курсов, большое внимание следует уделять пользовательскому интерфейсу. Тестовые программы, словари, сводные ведомости и т. п. должны иметь заставку, комментарии к работе с программой, информацию об авторе приложения. Команды работы с экраном учащиеся могут освоить самостоятельно.

В течение года возможно ведение 2–3 элективных курсов. Лучше располагать их в учебном процессе в том порядке, в каком они следуют в сборнике. Выбор элективного курса осуществляется в зависимости от уровня знаний учащихся по программированию. Естественно, что, если не пройдены базовые алгоритмические конструкции, невозможно работать по элективному курсу, базирующемуся на одномерных или двумерных массивах. Также и при владении учащимися материалом из раздела «Типовые алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов» вводить элективный курс по созданию психологических тестов не стоит (имеет смысл остановить свой выбор на курсах по численным методам либо по созданию баз данных).

За неимением времени учитель вправе сокращать курс за счет уменьшения количества задач, решаемых на занятии. В конце каждого курса приведен теоретический материал, который является конспектом лекций учителя. Также данный материал можно использовать в качестве дополнительного на уроках информатики при изучении языка программирования Паскаль, при разработке и проведении учителями интегрированных уроков.

В конце пособия приведены условия задач для контроля. Это типовые задачи среднего уровня сложности, которые можно использовать при составлении контрольных работ по окончании изучения темы каждого элективного курса.

Содержание

Введение    3

I. Обучающие, контролирующие, тестирующие программы средствами языка программирования Паскаль    7

    Пояснительная записка    7

Текстовая графика    10

Выполнение вычислений    12

Переменные    15

Строковые переменные    18

Диалоговые программы    19

Разработка диалоговых программ по готовым сценариям    20

Ветвление    27

Диалог с ветвлением. Сложное условие в ветвлении    31

Обучающие, контролирующие, тестирующие программы    32

Проект «Психологический тест»    34

II. Численные методы в программировании    41

    Пояснительная записка    41

Цикл For    44

Программирование циклических задач    48

Цикл While    50

Вложенные циклы    53

Проект «Численные методы»    54

III. Шифровка сообщений    72

    Пояснительная записка    72

Стандартные функции и процедуры    75

Функции и процедуры для обработки строк    77

Проект «Шифровка сообщений»    84

IV. Программирование простейших баз данных средствами языка программирования Паскаль    84

    Пояснительная записка    84

Одномерные массивы. Типовые алгоритмы обработки одномерных массивов    87

    Заполнение, вывод, s, p, max, min    87

    Выбор по условию    93

    Вставка / Удаление    95

    Инвертирование    96

    Сортировка элементов одномерного массива    107

Проект «Словарь»    113

V. Использование двумерных массивов при решении систем линейных уравнений и программировании БД    115

    Пояснительная записка    115

Двумерные массивы. Типовые алгоритмы: заполнение, вывод, s, p, max, min, выбор по условию.    118

Типовые алгоритмы обработки двумерных массивов отдельно по строкам (по столбцам)    120

Типовые алгоритмы обработки квадратной матрицы относительно ее диагоналей    124

Обработка квадратной матрицы относительно диагоналей (рациональный способ)    127

Проект «Численные методы. Решение систем линейных уравнений»    128

Проекты    131

Задачи для контроля    133

Литература    139

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.