Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся

Снято с продажи
Код 533
Авторы-составители Высоцкая М. В.
Издательство Учитель, 2008
Серия Новое в преподавании в школе
ISBN 978-5-7057-1623-4
Страниц 203
УДК 371.3
Штрихкод 9785705716234
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 8 (мм)
Вес 151 г
В настоящем пособии представлена проектная деятельность старших школьников по биологии и экологии в условиях профильного образования.
Структура данного пособия предлагает рекомендации по целеполаганию, подготовке и реализации проекта по биологии и экологии, что облегчает организацию работы с обучающимися по проектной деятельности, опирающейся на практико-исследовательские материалы.
Предназначено учителям биологии, может быть использовано учащимися.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Проектирование как средство социального и интеллектуального
творческого саморазвития школьников

Слово проект в последнее время приходится слышать все чаще: почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации разных сторон жизни и быта. Этот процесс отдельные исследователи склонны расценивать как проявление «общей проектизации знания, культуры и производства», как характерный признак современной культуры. Насколько правомерны подобные утверждения? При более внимательном рассмотрении можно заметить, что в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело лишь со словом, которое используется в описании самых привычных и давно известных видов деятельности. Например, еще совсем недавно сказали бы: «В этом году музей представляет зрителям одну из крупнейших коллекций картин», а сегодня о том же самом говорят: «Музей представляет один из крупнейших выставочных проектов года». Можно еще поспорить, какое речевое выражение точнее передает суть происходящего, так что едва ли подобные примеры могут служить основанием для заявлений о проектизации культуры; они скорее свидетельствуют о возникновении новой моды на звучное слово.

Что касается школы и образования, то в настоящее время широко обсуждается вопрос о модернизации образования, цель которого – создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В основе стратегии модернизации лежит компетентностный подход. Выбор понятия компетентности в качестве ключевого понятия не случаен. В него заложена идеология интерпретации содержания образования, оно объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образовательного процесса, обладает интегративным и системным характером. Проблема поиска решения задач модернизации заключается в том, как практически осуществить переориентацию доминирующей образовательной парадигмы на современную, соответствующую требованиям ХХI века? Как решить управленческую задачу разработки и внедрения новых форм организационно-методического сопровождения образовательного процесса, обеспечивающего достижение учениками высокого качества образования, формирование у них культурных, учебных, коммуникативных, исследовательских, проектировочных и других умений? Как сформировать компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, реализации их в гражданско-общественной, социальной, трудовой, бытовой сферах?

Одно из условий решения названных проблем – создание такого управленческого механизма и образовательного пространства, которые обеспечивали бы: подготовленность учителей к преподаванию разноуровневых и интегративных курсов, а также осуществление реализации личностно ориентированного подхода в обучении; овладение способами, формами, технологиями педагогической деятельности, направленными на развитие личности ребенка, формирование его социальной компетентности; внедрение современных педагогических технологий, в том числе технологии проекта. Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем.

При разработке содержания проекта важно опираться на традиционные предметные знания, без которых довольно сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. С помощью технологии проекта можно и нужно добиваться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизиологических особенностей ребят. Типология проекта помогает преодолеть господство «знаниевого»  подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными, что в конечном счете и преследует программа модернизации образования.

Метод проектов, известный также как метод решения проблем, возник еще в 1920 г. в США. Его связывают с идеями гуманистического направления в философии образования американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.-Х. Килпатрика. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу; в результате постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор и до недавнего времени в России не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить его в школьной практике. Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

К сожалению, бывает и так, что проектная деятельность в школе иногда становится просто данью моде, выливаясь в громоздкие, но малопродуктивные мероприятия. Вследствие не устраненных вовремя ошибок из проектной деятельности школьников исчезает самое главное и ценное – творческое, изобретательское начало, то есть собственно проект. Между тем сама идея включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Таким образом, научно-методическая задача сегодня заключается в том, чтобы очистить эту важную идею от всего случайного, надуманного и выявить истинную сущность проектной деятельности. Проектная деятельность как один из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения должна быть направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения жизненно важных проблем.

Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования. Практика его организации так многообразна, что невозможно охватить все реально существующие варианты. Однако есть нечто общее, что позволяет выделить два направления.

Первое направление – проектирование и создание проектов в интенсивных формах (инновационные, продуктивные игры, проектировочные сборы, коллективная творческая деятельность по разработке конкретного проекта и т. д.).

Второе направление пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками. Проектирование – специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого участника оригинальных новых решений, и в то же время это процесс коллективного творчества.

Творчество предполагает наличие у личности творческих способностей, а также возможность получения и применения на практике знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Для обеспечения психологических условий творческой деятельности главное значение имеет не объем знаний, а тип их усвоения, который в свою очередь предопределяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний. Проектная деятельность школьников представляет как раз тот тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности их использования в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, обеспечивая возможность применения школьных знаний в реальных жизненных ситуациях.

Содержание

Введение    3

Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого  саморазвития школьников    3

Проектная деятельность старших школьников по биологии и экологии в условиях профильного образования    7

Часть I. Проекты по экологии    10

Воздействие автомобильного транспорта  на участок экосистемы  лесничества «Сахарное». Некоторые предложения по разрешению ситуации, составленные на основе данных локального мониторинга    10

Современное состояние  и возможные варианты решения  некоторых экологических проблем  г. Краснослободска    26

Экологически чистая квартира. Действительное и возможное    57

Визуальная среда современного городского жителя    105

Экология жилища    123

Воссоздание экологической тропы  в районе лесничества «Сахарное» с целью уменьшения  рекреационной нагрузки на экосистему    141

Дачный участок как экосистема    166

Разработка альтернативного метода канализования населенного пункта с учетом перспектив его развития    175

Часть II. Проектная деятельность в создании творческих опорных конспектов по биологии    183

Проекты по биологии    187

Родословная моей семьи    187

Литература    201

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.