Организация учебно-исследовательской деятельности школьников

Снято с продажи
Код 19831
Издательство Национальный книжный центр, 2016
ISBN 978-5-4441-0176-6
Страниц 128
Штрихкод 9785444101766
Размеры (Ш x В x Т) 160 x 240 x 8 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 176 г
Пособие представляет собой практическое "Руководство исследовательской деятельностью школьников". Рассмотрены принципы и формы организации учебно-исследовательской деятельности школьников, ее методическое сопровождение. Пособие составлено по результатам авторских проектов по учебным исследованиям, реализованных в Красноярском крае в 2009-2014 годах. В сборнике изложены как методологические основания проектирования программ, так и учебно-методические рекомендации. В приложениях приводятся примеры учебно-проектных разработок.
Содержание пособия соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО). Пособие сопровождается электронным приложением, содержащим примеры учебно-проектных разработок.
Книга предназначена для учителей, методистов, авторов элективных курсов, творческих коллективов педагогов основного и дополнительного образования, интересующихся вопросами деятельностного содержания образования в области организации учебных исследований со школьниками, студентов педагогических специальностей.

Подробное описание

Подход к проведению международных мониторингов образовательных достижений школьников свидетельствует о том, что в современном мире востребовано умение выделять способ действия и владеть им, применять известные способы и ставить новые задачи. Практика последних лет проведения вступительных испытаний в вузы, когда абитуриент может подавать заявление в несколько вузов одновременно, приводит к тому, что значительная часть школьников не готовятся к обучению в вузе - «буду учиться там, куда возьмут». Основным содержанием обучения в ведущих вузах страны являются исследования и проектные разработки самих студентов.

Практически на каждой сессии курсов повышения квалификации педагогов — руководителей исследовательских работ школьников со стороны значительной части педагогов мы слышим стандартный набор вопросов: «Как выбрать тему исследования?», «Как сформулировать проблему?», «С чего начать работу с группой школьников?», «Какие требования к оформлению подготовленной работы и другие такого же рода?». Причем вопросы не зависят от опыта руководства. Руководители ожидают, по-видимому, бессознательно, простые рецептуры и алгоритмы. Один из самых неприятных для педагогов ответов: «Разные конкурсы предъявляют разные требования к содержанию и оформлению работ школьников».

Вузовские преподаватели знают, что рецептурного ответа на эти вопросы нет. Поэтому целесообразно вернуться еще раз к особенностям такой деятельности, которую метафорически можно назвать «руководство учебно-исследовательской деятельностью школьни­ков». Выделим несколько особенностей такого занятия. Во-первых, учебно-исследовательская деятельность направлена не только, и не столько, на получение нового предметного результата, а прежде всею — на освоение школьниками целей, методов и средств исследования. Только через 3—4 года можно рассчитывать на то, что результат школьника будет интересен (и нов) не только для него, но и для взрослого сообщества.

Во-вторых, научная деятельность принципиально коллективна. Ученых-одиночек не существует, причем не только на стадии получения результата, но и, конечно, на стадии публикации статьи.

Без публикации и обязательной проверки (верификации) научного результата нет. Поэтому важно начинать руководство учебными исследованиями в группе школьников и чаще заставлять их выступать с промежуточными результатами.

В-третьих, научная деятельность, как правило, непрерывна, т.е. у каждого результата есть предшествующий результат, на который он опирается и продолжает его, развивает и конкретизирует. Поэто­му начинать можно практически с любой интересной для школьника задачи, уже кем-то решенной, и найти ее обобщение или аналог, или конкретизацию. Уже решенная другими задача может быть полезной не только для переформулировки, но и открытия метода или приема решения.

Далее, часто скрытым и для искушенных исследователей остается то, что подготовка работы определяется разными логиками на начальном этапе и на этапе оформления для публикации. На этапе получения результата логика содержательно-генетическая, мысль исследователя нелинейна, она переходит от цели к предмету, от гипотезы к методам и обратно, заставляя несколько раз переформулировать и объект исследования, и цель, менять и подбирать методики. Когда же возникает ощущение, что результат есть, теперь его надо оформить в формальной логике, логике линейной, логике вывода, как часто научные результаты и представлены в учебнике.

Отметим еще одно значимое отличие «руководства исследованиями школьников» от деятельности учителя на уроке. Учитель при подготовке и проведении урока в основном занимается организацией (материала и школьников). Деятельность педагога в исследовательском кружке — не только организация, но руководство и управление другими деятельностями, и поэтому требует другого педагогического профессионализма.

Мы постарались при составлении пособия учесть эти и другие особенности «руководства исследованиями школьников» и надеемся, что оно окажется полезным энтузиастам этого направления.

При составлении пособия используются тексты, которые были написаны разными авторами в разные годы. Однако в каждом из текстов участвовали Аронов А.М. и/или Баженова К.А. Среди соавторов есть как ставшие ученые, так и студенты, которые совершали свои педагогические пробы. Благодарим всех соавторов и участников школ, кто терпеливо и аккуратно размышлял и наблюдал, описывал и структурировал свои мысли и помогал это делать коллегам.

Мы благодарим за продуктивное продолжительное сотрудничество ученых: Первышину Галину Григорьевну (канд. хим. наук, д-ра биол. наук) — за предметную поддержку в вопросах химии, биологии; Скрипку Анну Михайловну (канд. пед. наук) - за конкретизацию граней понимания проблемы в математике; Ермакова Семена Вячеславовича (канд. филос. наук) - за понимание роли тьюторства в происходящем на исследовательских интенсивных школах; Павлова Сергея Владимировича (канд. тех. наук) — за непонимание текстов, действий и создание гармоничных образовательных загадок-ситуаций.

Благодаря содержательному отношению к происходящему наших студентов Дмитриевой Людмилы, Стрельцова Романа, Кривопаловой Алены, Шило Олеси, Кутенковой Виктории, Бердниковой Ульяны, Лебедевой Юлии, Шкляевой Ирины удалось реализовать яркие образовательные и педагогические события на интенсивных и дистанционных школах. Благодарим соавторов-учителей - Саакян Светлану Николаевну и Баранову Светлану Владимировну за методическую конкретизацию наших идей.

Выражаем благодарность руководителю Красноярского краевого «Научного общества учащихся» Бычковой Елене Юрьевне и педагогам дополнительного образования Литвинцевой Нине Васильевне и Луферчик Татьяне Ивановне за обеспечение организации наших экспериментов, которые терпеливо и ответственно принимали наши задумки и регулярные изменения.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос