Биология. 10 класс: поурочные планы по учебникам В. К. Шумного, Г. М. Дымшица, А. О. Рувинского, В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина. Профильный уровень

Снято с продажи
Код 360и
Авторы-составители Ващенко О. Л.
Издательство Учитель, 2009
Серия Для преподавателей
ISBN 978-5-7057-1644-9
Страниц 351
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705716449
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 14 (мм)
Вес 251 г
Предлагаемое пособие содержит планирование и разработки уроков по курсу "Общая биология" 10 класс, написанные в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень, 3 часа в неделю) и может быть использовано для работы с учебником под редакцией В. К. Шумного, Г. М. Дымшица, А. О. Рувинского или учебником авторов В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина (М.: Дрофа, 2006). Содержание уроков учитывает современные требования к преподаванию биологии, отражает и обобщает многолетний педагогический опыт работы.
Пособие предназначено учителям биологии для творческого использования, может быть полезно студентам педагогических вузов.

Подробное описание

Введение

Предлагаемое пособие содержит разработки уроков по курсу «Общая биология» согласно Примерной программе среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень). Планирование может быть использовано для работы с учебником под редакцией В. К. Шумного, Г. М. Дымшица, А. О. Рувинского или учебником авторов В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина из расчета 3 часа в неделю – примерно 100–102 урока в 10 классе. В данном пособии  указаны требования  к знаниям и умениям обучающихся с учетом новых образовательных стандартов.

Задача пособия – оказание помощи учителю в формировании у учащихся основных биологических понятий в процессе изучения  биохимии, цитологии, эмбриологии и генетики. В нем главное внимание уделяется учебной деятельности школьников и работе учителя по ее организации.

С этой целью в рекомендациях к урокам приведены основные элементы, отражающие содержание изучаемого материала. Большое внимание уделено вопросам организации учебной деятельности учащихся на этапе изучения нового материала с использованием различных источников знаний (натуральных объектов, учебника,  экранных пособий).

Помимо методических рекомендаций пособие содержит тот материал, который должен быть зафиксирован в тетрадях учащихся (конспект, выделен курсивом). При изучении биологии часто приходится заучивать наизусть много непростого материала, а вспомнить все прочитанное из учебников порой может оказаться достаточно трудным. Конспекты содержат четкие и ясные рисунки, которые сопровождаются объяснениями. Сложные биологические структуры разъясняются с помощью простых схем. Всё это позволит обучающимся зафиксировать в памяти биологические понятия для того, чтобы потом быстро вспомнить их на экзамене.

Для организации прочного и осознанного усвоения знаний, а также для успешного овладения умениями применять эти знания, для развития умственных способностей школьников подобраны тестовые задания разных типов  и уровня сложности к каждому уроку и к итоговым зачетам по темам.  

Предлагаемые варианты уроков помогут учителю выбрать те, которые подходят его интересам, условиям его работы и возможностям. Таким образом, автор старался лишь помочь учителю творчески подойти к системе уроков по общей биологии.

Хочется надеяться, что данное пособие окажет неоценимую помощь учителям в подготовке обучающихся профильных классов  для сдачи ЕГЭ по биологии и дальнейшего обучения в колледжах или высшей школе, так как  курсы биологии проникают в огромное количество различных учебных программ в области педагогики, искусства, управления здравоохранением, психологии, медицины, криминологии,  бизнеса или гуманитарных наук.

Содержание

Введение    3

Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень)    4

Основное содержание (210 ч)    8

Требования к уровню подготовки выпускников    18

Тематическое планирование курса общей биологии в 10 классе при профильном уровне обучения (3 часа в неделю)    21

Поурочно-тематическое планирование курса общей биологии 10 класса при профильном уровне обучения (3 часа в неделю)    25

Методические рекомендации к урокам    31

Поурочные разработки    31

Урок 1. Биология – наука о жизни.  Критерии живых систем    31

Урок 2. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы    35

Раздел I. Биологические системы:  клетка, организм    38

Тема 1. Химия клетки    38

Урок 3. Химический состав клетки.  Макро- и микроэлементы    38

Урок 4. Неорганические вещества,  входящие в состав клетки    41

Урок 5. Органические вещества,  входящие в состав клетки. Биологические полимеры – белки    44

Урок 6. Функции белков    50

Урок 7. Органические молекулы – углеводы    52

Урок 8. Органические молекулы – липиды    58

Урок 9. Биологические полимеры –  нуклеиновые кислоты    61

Урок 10. Рибонуклеиновые кислоты. АТФ    70

Урок 11. Зачет по теме «Химия клетки»    73

Тема 2. Клеточные структуры и их функции    78

Урок 12. Цитология – наука о клетке. Клеточная теория строения организмов    79

Урок 13. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Наружная цитоплазматическая мембрана    82

Урок 14. Одномембранные органоиды    86

Урок 15. Двумембранные органоиды    90

Урок 16. Немембранные органоиды    92

Урок 17. Клеточное ядро. Хромосомы, хромосомный набор    95

Урок 18. Особенности строения  растительной клетки    98

Урок 19. Прокариотическая клетка    103

Урок 20. Вирусы    106

Урок 21. Зачет по теме  «Клеточные структуры и их функции»    112

Тема 3. Обеспечение клеток энергией    117

Урок 22. Обмен веществ и превращение  энергии в клетке    117

Урок 23. Автотрофный тип обмена веществ.  Фотосинтез. Световые реакции фотосинтеза    119

Урок 24. Темновые реакции фотосинтеза    124

Урок 25. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих  бактерий на Земле    128

Урок 26. Энергетический обмен.  Стадии энергетического обмена    131

Урок 27. Стадии энергетического обмена.  Брожение и дыхание    133

Урок 28. Зачет по теме «Обеспечение клеток энергией»    136

Тема 4. Наследственная информация  и реализация её в клетке    142

Урок 29. Генетическая информация  в клетке.  Биосинтез белка. Транскрипция    142

Урок 30. Генетический код    145

Урок 31. Биосинтез белка. Трансляция    148

Уроки 32–33. Регуляция транскрипции и трансляции. Современное представление о гене    152

Урок 34. Решение задач на биосинтез белка    158

Урок 35. Зачет по теме «Наследственная информация и реализация её в клетке»    161

Тема 5. Воспроизведение  биологических систем    165

Уроки 36–37. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза    165

Уроки 38–39. Мейоз, фазы мейоза I. Мейоз, фазы мейоза II    170

Урок 40. Образование половых клеток    181

Урок 41. Оплодотворение у цветковых растений  и позвоночных животных    185

Урок 42. Бесполое и половое размножение    190

Уроки 43–44. Онтогенез. Эмбриональный период развития. Дробление. Эмбриогенез: гаструляция  и органогенез    194

Урок 45. Сходство зародышей и эмбриональная дифференциация признаков. Причины нарушений развития организма    199

Урок 46. Постэмбриональный период развития    205

Урок 47. Зачет по теме «Воспроизведение биологических систем»    208

Урок из резервного времени  контрольный срез знаний по темам 15    215

Раздел II. Основные закономерности наследственности и изменчивости    215

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности    215

Уроки 48–49. Генетика. Основные понятия генетики. Генетическая символика. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя    216

Уроки 50–51. Законы Г. Менделя. Первый закон –  закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Г. Менделя –  закон расщепления    219

Урок 52. Цитологические основы законов Г. Менделя. Гипотеза чистоты гамет    223

Урок 53. Решение генетических задач  на моногибридное скрещивание    225

Урок 54. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование    228

Урок 55. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя закон независимого комбинирования    231

Урок 56. Статистический характер законов  наследственности    236

Урок 57. Решение генетических задач  на дигибридное скрещивание    239

Уроки 58–59. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана    245

Урок 60. Решение генетических задач  на сцепленное наследование    249

Урок 61. Генетика пола. Определение пола.  Наследование признаков, сцепленных с полом    253

Урок 62. Решение генетических задач  на наследование, сцепленное с полом    256

Урок 63. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов    259

Урок 64. Взаимодействие неаллельных генов    263

Урок 65. Решение генетических задач  на взаимодействие неаллельных генов    267

Урок 66. Зачет по решению генетических задач    271

Урок 67. Зачет по теме «Основные закономерности явлений наследственности»    273

Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости    280

Уроки 68–69. Изменчивость признаков организмов.  Закономерности изменчивости. Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость)    281

Уроки 70–71. Модификационная изменчивость.  Норма реакции. Особенности модификационной изменчивости    283

Уроки 72–73. Статистические закономерности  модификационной изменчивости. Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида, построение вариационного ряда и вариационной кривой»    286

Уроки 74–75. Наследственная (генотипическая)  изменчивость. Виды мутаций    291

Уроки 76–77. Классификация мутаций по уровню  их возникновения. Генные мутации. Хромосомные мутации    294

Урок 78. Геномные мутации    296

Урок 79. Закон гомологических рядов  в наследственной изменчивости    300

Урок 80. Обобщающий урок по теме  «Закономерности явлений изменчивости»    302

Урок 81. Зачет по теме «Основные закономерности явлений изменчивости»    303

Тема 8. Генетические основы  индивидуального развития    306

Уроки 82–84. Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития. Проявление генов в развитии. Плейотропное действие генов. Летальные мутации    307

Урок 85. Обобщающий урок по теме «Генетические основы индивидуального развития». Причины возникновения и искусственное получение мутаций. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами    309

Тема 9. Генетика человека    310

Уроки 86–87. Особенности и методы изучения генетики человека. Хромосомы и генетические карты человека    311

Уроки 88–89. Генеалогический метод и анализ родословных. Практическая работа «Составление схем родословных»    313

Урок 90. Близнецовый метод исследования  в генетике человека    315

Уроки 91–92. Наследственные болезни человека.  Меры профилактики наследственных заболеваний человека.  Решение генетических задач  на наследование резус-фактора у человека    317

Урок 93. Зачет по теме «Генетика человека»    320

Тема 10. Селекция и биотехнология    325

Уроки 94–95. Селекция, её задачи. Методы селекции,  их генетические основы. Центры многообразия и происхождения культурных растений    325

Урок 96. Создание пород животных и сортов растений    327

Урок 97. Методы селекции растений    329

Урок 98. Методы селекции животных    332

Уроки 99–100. Селекция микроорганизмов. Биотехнология, её направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома)    336

Урок 101. Зачет по теме «Селекция и биотехнология»    340

Урок из резервного времени –  контрольный срез знаний по темам 6–10    345

Урок из резервного времени –  анализ среза, работа над ошибками    345

Литература    346

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Валентина Дэр
5 октября 2012 (17:07)
Мне очень нравится это пособие. Хотелось бы приобрести такое же для 11 класса,

Бадрутдинов Г. А.
17 ноября 2011 (21:32)
Очень полезное пособие. Спасибо. Когда можно будет купить пособие для 11 класса (профильный уровень-3 часа в неделю)?

Артём
20 октября 2011 (19:59)
Органические молекулы-углеводы

Гость
16 октября 2011 (22:25)
БИОЛОГИЯ Поурочные планы профильный уровень 10 класс - хорошее пособие. Спасибо. Когда можно будет купить пособие для 11 класса?

Гость
1 марта 2011 (20:11)
очень трудный учебник!Хоть бы убрали его....Такие слова непонятные,можно тока зубрить!!

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.