Биология. 10 класс: поурочные планы по учебникам В. К. Шумного, Г. М. Дымшица, А. О. Рувинского, В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина. Профильный уровень
Код | 360и |
Авторы-составители | Ващенко О. Л. |
Издательство | Учитель, 2009 |
Серия | Для преподавателей |
ISBN | 978-5-7057-1644-9 |
Страниц | 351 |
УДК | 371.214.1 |
Штрихкод | 9785705716449 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 14 (мм) |
Вес | 251 г |
Пособие предназначено учителям биологии для творческого использования, может быть полезно студентам педагогических вузов.
Подробное описание
Введение
Предлагаемое пособие содержит разработки уроков по курсу «Общая биология» согласно Примерной программе среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень). Планирование может быть использовано для работы с учебником под редакцией В. К. Шумного, Г. М. Дымшица, А. О. Рувинского или учебником авторов В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина из расчета 3 часа в неделю – примерно 100–102 урока в 10 классе. В данном пособии указаны требования к знаниям и умениям обучающихся с учетом новых образовательных стандартов.
Задача пособия – оказание помощи учителю в формировании у учащихся основных биологических понятий в процессе изучения биохимии, цитологии, эмбриологии и генетики. В нем главное внимание уделяется учебной деятельности школьников и работе учителя по ее организации.
С этой целью в рекомендациях к урокам приведены основные элементы, отражающие содержание изучаемого материала. Большое внимание уделено вопросам организации учебной деятельности учащихся на этапе изучения нового материала с использованием различных источников знаний (натуральных объектов, учебника, экранных пособий).
Помимо методических рекомендаций пособие содержит тот материал, который должен быть зафиксирован в тетрадях учащихся (конспект, выделен курсивом). При изучении биологии часто приходится заучивать наизусть много непростого материала, а вспомнить все прочитанное из учебников порой может оказаться достаточно трудным. Конспекты содержат четкие и ясные рисунки, которые сопровождаются объяснениями. Сложные биологические структуры разъясняются с помощью простых схем. Всё это позволит обучающимся зафиксировать в памяти биологические понятия для того, чтобы потом быстро вспомнить их на экзамене.
Для организации прочного и осознанного усвоения знаний, а также для успешного овладения умениями применять эти знания, для развития умственных способностей школьников подобраны тестовые задания разных типов и уровня сложности к каждому уроку и к итоговым зачетам по темам.
Предлагаемые варианты уроков помогут учителю выбрать те, которые подходят его интересам, условиям его работы и возможностям. Таким образом, автор старался лишь помочь учителю творчески подойти к системе уроков по общей биологии.
Хочется надеяться, что данное пособие окажет неоценимую помощь учителям в подготовке обучающихся профильных классов для сдачи ЕГЭ по биологии и дальнейшего обучения в колледжах или высшей школе, так как курсы биологии проникают в огромное количество различных учебных программ в области педагогики, искусства, управления здравоохранением, психологии, медицины, криминологии, бизнеса или гуманитарных наук.
Содержание
Введение 3
Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) 4
Основное содержание (210 ч) 8
Требования к уровню подготовки выпускников 18
Тематическое планирование курса общей биологии в 10 классе при профильном уровне обучения (3 часа в неделю) 21
Поурочно-тематическое планирование курса общей биологии 10 класса при профильном уровне обучения (3 часа в неделю) 25
Методические рекомендации к урокам 31
Поурочные разработки 31
Урок 1. Биология – наука о жизни. Критерии живых систем 31
Урок 2. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы 35
Раздел I. Биологические системы: клетка, организм 38
Тема 1. Химия клетки 38
Урок 3. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы 38
Урок 4. Неорганические вещества, входящие в состав клетки 41
Урок 5. Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры – белки 44
Урок 6. Функции белков 50
Урок 7. Органические молекулы – углеводы 52
Урок 8. Органические молекулы – липиды 58
Урок 9. Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты 61
Урок 10. Рибонуклеиновые кислоты. АТФ 70
Урок 11. Зачет по теме «Химия клетки» 73
Тема 2. Клеточные структуры и их функции 78
Урок 12. Цитология – наука о клетке. Клеточная теория строения организмов 79
Урок 13. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Наружная цитоплазматическая мембрана 82
Урок 14. Одномембранные органоиды 86
Урок 15. Двумембранные органоиды 90
Урок 16. Немембранные органоиды 92
Урок 17. Клеточное ядро. Хромосомы, хромосомный набор 95
Урок 18. Особенности строения растительной клетки 98
Урок 19. Прокариотическая клетка 103
Урок 20. Вирусы 106
Урок 21. Зачет по теме «Клеточные структуры и их функции» 112
Тема 3. Обеспечение клеток энергией 117
Урок 22. Обмен веществ и превращение энергии в клетке 117
Урок 23. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Световые реакции фотосинтеза 119
Урок 24. Темновые реакции фотосинтеза 124
Урок 25. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле 128
Урок 26. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена 131
Урок 27. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание 133
Урок 28. Зачет по теме «Обеспечение клеток энергией» 136
Тема 4. Наследственная информация и реализация её в клетке 142
Урок 29. Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка. Транскрипция 142
Урок 30. Генетический код 145
Урок 31. Биосинтез белка. Трансляция 148
Уроки 32–33. Регуляция транскрипции и трансляции. Современное представление о гене 152
Урок 34. Решение задач на биосинтез белка 158
Урок 35. Зачет по теме «Наследственная информация и реализация её в клетке» 161
Тема 5. Воспроизведение биологических систем 165
Уроки 36–37. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза 165
Уроки 38–39. Мейоз, фазы мейоза I. Мейоз, фазы мейоза II 170
Урок 40. Образование половых клеток 181
Урок 41. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных 185
Урок 42. Бесполое и половое размножение 190
Уроки 43–44. Онтогенез. Эмбриональный период развития. Дробление. Эмбриогенез: гаструляция и органогенез 194
Урок 45. Сходство зародышей и эмбриональная дифференциация признаков. Причины нарушений развития организма 199
Урок 46. Постэмбриональный период развития 205
Урок 47. Зачет по теме «Воспроизведение биологических систем» 208
Урок из резервного времени – контрольный срез знаний по темам 1–5 215
Раздел II. Основные закономерности наследственности и изменчивости 215
Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности 215
Уроки 48–49. Генетика. Основные понятия генетики. Генетическая символика. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя 216
Уроки 50–51. Законы Г. Менделя. Первый закон – закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Г. Менделя – закон расщепления 219
Урок 52. Цитологические основы законов Г. Менделя. Гипотеза чистоты гамет 223
Урок 53. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание 225
Урок 54. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование 228
Урок 55. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя – закон независимого комбинирования 231
Урок 56. Статистический характер законов наследственности 236
Урок 57. Решение генетических задач на дигибридное скрещивание 239
Уроки 58–59. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана 245
Урок 60. Решение генетических задач на сцепленное наследование 249
Урок 61. Генетика пола. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом 253
Урок 62. Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом 256
Урок 63. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов 259
Урок 64. Взаимодействие неаллельных генов 263
Урок 65. Решение генетических задач на взаимодействие неаллельных генов 267
Урок 66. Зачет по решению генетических задач 271
Урок 67. Зачет по теме «Основные закономерности явлений наследственности» 273
Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости 280
Уроки 68–69. Изменчивость признаков организмов. Закономерности изменчивости. Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость) 281
Уроки 70–71. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Особенности модификационной изменчивости 283
Уроки 72–73. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида, построение вариационного ряда и вариационной кривой» 286
Уроки 74–75. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Виды мутаций 291
Уроки 76–77. Классификация мутаций по уровню их возникновения. Генные мутации. Хромосомные мутации 294
Урок 78. Геномные мутации 296
Урок 79. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости 300
Урок 80. Обобщающий урок по теме «Закономерности явлений изменчивости» 302
Урок 81. Зачет по теме «Основные закономерности явлений изменчивости» 303
Тема 8. Генетические основы индивидуального развития 306
Уроки 82–84. Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития. Проявление генов в развитии. Плейотропное действие генов. Летальные мутации 307
Урок 85. Обобщающий урок по теме «Генетические основы индивидуального развития». Причины возникновения и искусственное получение мутаций. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами 309
Тема 9. Генетика человека 310
Уроки 86–87. Особенности и методы изучения генетики человека. Хромосомы и генетические карты человека 311
Уроки 88–89. Генеалогический метод и анализ родословных. Практическая работа «Составление схем родословных» 313
Урок 90. Близнецовый метод исследования в генетике человека 315
Уроки 91–92. Наследственные болезни человека. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Решение генетических задач на наследование резус-фактора у человека 317
Урок 93. Зачет по теме «Генетика человека» 320
Тема 10. Селекция и биотехнология 325
Уроки 94–95. Селекция, её задачи. Методы селекции, их генетические основы. Центры многообразия и происхождения культурных растений 325
Урок 96. Создание пород животных и сортов растений 327
Урок 97. Методы селекции растений 329
Урок 98. Методы селекции животных 332
Уроки 99–100. Селекция микроорганизмов. Биотехнология, её направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома) 336
Урок 101. Зачет по теме «Селекция и биотехнология» 340
Урок из резервного времени – контрольный срез знаний по темам 6–10 345
Урок из резервного времени – анализ среза, работа над ошибками 345
Литература 346
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом