В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия

  • История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия — интернет-магазин УчМаг
-10%
76 руб.
68,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! В корзину Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Код: 341д 5555750
Авторы-составители: Типаева Т. В.
Издательство: Учитель, 2008
ISBN: 978-5-7057-1641-8
Страниц: 157
УДК: 371.3
Штрих-код: 9785705716418
Размеры (Ш x В x Т): 138 x 213 x 6 (мм)
Вес: 116 г
Привязанность человека к дому, городу, стране не возникает сама по себе: ее нужно воспитывать. Данное пособие предлагает описание опыта патриотического воспитания школьников. Вниманию учителя предложены методические и практические рекомендации, конспекты разнообразных по форме уроков (час встречи с историей, устный журнал, игра) и сценарии оригинальных внеклассных мероприятий. Автор-составитель представляет основные аспекты работы учителя-предметника, направленной на формирование чувства родины; обозначает темы школьного курса истории, изучение которых может наиболее эффективно решить воспитательные задачи.
Предназначено учителям истории общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Может быть полезно классным руководителям и педагогам-организаторам.
Подробное описание

Подробное описание

Введение

Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она все решительно и останется в сути своей такой же прежней святой нашей Русью, как была.

Ф. М. Достоевский


Россия конца XX – начала XXI века переживает сложную ситуацию. По словам А. И. Солженицына, «мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнивать с каким-нибудь периодом… Мы в национальном обмороке».

Вряд ли в этих словах содержится слишком большое преувеличение. Россия стоит перед выбором нового пути. Полное драматизма ее внутреннее положение усугубляется в последние десятилетия все более обостряющимися глобальными проблемами (истощение традиционных легкодоступных природных ресурсов, загрязнение природы, нарушение динамического равновесия в биосфере).

В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. В июле 2005 года правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006–2010 гг.», предусматривающая «неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства».

Социально-политические процессы, имевшие место в общественном развитии с конца 80-х годов ХХ века, привели к духовно-ценностной дезориентации большинства граждан нашей страны.

Деидеологизация всех сфер общественной жизни создала ситуацию духовного вакуума, который стал заполняться чуждыми российскому менталитету ценностями. Под лозунгом беспристрастности исторические исследования стали ориентировать молодое поколение на ценности и идеалы Запада, умаляя самобытность российской истории, героизм и самоотверженность наших предков. Этому в немалой степени способствовали учебники истории конца ХХ века.

В японских учебниках истории давно записано: «Японцам не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Подобные записи можно встретить в США, Китае и многих других странах. Причем это не просто записи. В этих строках заложена концептуальная линия воспитания детей.

В России на рубеже ХХ–ХХI веков учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркиванием некоторых достижений народа в различных сферах жизнедеятельности.

Невозможно представить, чтобы, скажем, в США в государственных школах был принят учебник, подчиненный целям морального уничтожения американского народа, истории США и восхваления идеологии и практики СССР.

Ни в одном из современных учебников по истории не указаны даже праздники – государственные и воинской славы (Приложение 1), которые во многих странах являются святыми днями и вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в школе.

Так что же такое патриотизм и патриотическое воспитание?

Существует множество толкований слова «патриотизм»:

– патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу [Словарь иностранных слов. – М., 1989.– С. 376];

– патриотизм – любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства [Большой энциклопедический словарь. – М., 1998. – С. 855];

– патриотизм – это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины [Вырщиков, А., Кусмарцев, М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. – 2006. – № 3. – С. 7].

Исходя из данных трактовок, можно сделать вывод: патриотическое воспитание на уроках истории – процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.

Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс.

Патриотические чувства малолетних граждан Российской Федерации можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны. Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач патриотического воспитания. Не случайно с 90-х годов XX века учителями разных регионов России создаются и внедряются программы краеведческих учебных курсов.

Важность изучения истории села, города, края в процессе воспитания детей была подмечена Д. С. Лихачевым, по образному выражению которого, краеведение является путем к формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».

Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны – это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он – хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках – это показатель нравственного здоровья нации.

Таким образом, в патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:

  • изучение истории семьи ребенка;
  • изучение истории родного края;
  • изучение истории Отечества (акцентирование внимания учащихся на героических страницах прошлого страны).

Содержание

Введение    3

История патриотического воспитания. Основные факты    6

Основные факторы патриотического воспитания    10

Педагогические средства  формирования патриотизма  у современных школьников    17

Конспекты уроков и внеклассных мероприятий. Методические рекомендации    36

Мы родом из прошлого. Моя родословная (урок истории в 5 классе)    36

Где родился, там и пригодился! (внеклассное занятие по краеведению)    41

Дорогами войны (урок-игра в 9 классе)    47

Овеян славою наш флаг (исторический вечер)    51

День независимости России (литературно-музыкальный вечер)    55

История борьбы России с иноземными захватчиками (классный час)    61

Три поля русской славы (путешествие в историю)    69

Память, которой не будет конца (праздник, посвященный Дню святого благоверного князя Александра Невского)    81

История российской армии (классный час с элементами игры)    89

Песни в военных шинелях (диско-КВН)    95

Письмо неизвестному солдату  (устный журнал для учащихся 7–9 классов)    108

Военная тема в творчестве бардов (час встречи с историей)    115

Живая память (встреча, посвященная 15 февраля – Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках»)    125

Приложения    135

Приложение 1. Дни воинской славы и праздничные дни России    135

Приложение 2. Наградная система СССР    138

Приложение 3. Награды современной России    151

Литература    155

свернуть

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Для партнеров

Скрыть
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru