Русский язык. 10-11 классы: исследовательские работы

Снято с продажи
Код 50о
Составители Амбушева Т. М. и др.
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-1820-7
Страниц 265
УДК 371.3
Штрихкод 9785705718207
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 11 (мм)
Вес 199 г
Исследовательская деятельность учащихся - важнейшее условие эффективности и качества обучения. Настоящее пособие содержит материалы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательной школы, представляющие результат научной работы школьников. Тематика работ широка и разнообразна. Предметом исследования являются исторические изменения слов русского языка и процессы, происходящие с языком в наши дни. Работы, содержащиеся в пособии, отличаются высокой степенью научности и глубиной содержания.
Предназначено учителям русского языка в качестве ресурсного материала при подготовке к урокам, факультативным занятиям, элективным курсам, может быть полезно учащимся старших классов при написании рефератов и докладов.

Подробное описание

Введение

Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке.

Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, – научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школах, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной», – писал М. Бахтин. Важно, чтобы этот поиск начинался на уроках, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира возникли при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях.

При таком подходе к урокам преподавание предмета приобретает творческий характер, повышает процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у учащихся к самопознанию. В результате учащийся приобретает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания, опыт творческой деятельности.

Основной особенностью, отличающей исследования от других видов учебной деятельности, является его результат – новая информация, которую можно формализовать в виде классификации, закономерности, понятия или ответа на поставленный в начале проблемный вопрос (подтверждение или опровержение гипотезы). В настоящем пособии предлагаются рефераты учащихся по русскому языку, которые представляют собой иллюстрацию исследовательской деятельности старшеклассников
в рамках учебного предмета. Тематика работ широка и разнообразна. Предметом исследования являются исторические изменения слов русского языка, процессы, происходящие с языком в наши дни, рассмотрение текстов произведений русских писателей с целью выявить особенности словоупотребления, процессы взаимодействия языка и действительности, в которой он функционирует. Авторы работ не ищут легких путей, поэтому их привлекают не очень известные, но чрезвычайно сложные проблемы и произведения, выбранные для исследования. Предметом пристального рассмотрения становятся также языковые явления, возникшие совсем недавно и потому чрезвычайно интересные (например, язык современной Интернет-субкультуры).

Работы, содержащиеся в настоящем пособии, отличаются высокой степенью научности, глубиной содержания и являют собой образец того, каким должен быть итог исследовательской деятельности учащегося. Все представленные работы являются участниками серьезных конкурсов научно-исследовательских проектов.

Материал пособия будет полезен учащимся старших классов в работе над рефератами, исследованиями, докладами, в подготовке к урокам русского языка. Думается, эти работы будут интересны и учителям в качестве ресурсного материала при подготовке к урокам, факультативным занятиям, элективным курсам.

Содержание

Введение    3

Л. Т. Малахова

Межъязыковая энантиосемия в славянских языках    5

Л. Т. Малахова

Структурно-семантические особенности глаголов на -чь в русском языке    21

Л. Т. Малахова

Этюд о трех лексемах  в истории русского языка    36

Л. Т. Малахова

Языковая игра и шутка  в эпиграммах А. С. Пушкина    50

И. В. Коньков

Метафора как антропоцентрическое средство в поэтическом тексте (на материале философской лирики А. С. Пушкина)    65

М. М. Мажарова

Функционирование оценочной лексики в поэзии М. Ю. Лермонтова    81

И. В. Коньков

Особенности функционирования  устаревшей лексики в лирике Ф. И. Тютчева    97

Е. С. Рудыкина

Особенности функционирования глаголов речи в рассказе М. А. Булгакова «Серия ноль шесть. № 0660243.  Истинное происшествие»    117

Л. Т. Малахова

Употребление диалектных и просторечных слов в прозе Михаила Шолохова и Евгения Кулькина    131

И. Д. Хижняк

Язык современной интернет-субкультуры    153


В. А. Решетникова

Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий    166

Т. М. Амбушева

Развитие правового статуса  русского языка    188

В. П. Баскакова, Н. А. Карабань

Жанровые особенности коммерческого письма-приглашения    229

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос