Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти

Снято с продажи
Код 19419
Издательство Национальный книжный центр, 2016
ISBN 978-5-4441-0091-2
Страниц 144
Штрихкод 9785444100912
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 8 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 154 г
Книга посвящена совершенствованию коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях логопедического детского сада. Впервые рассматриваются аспекты этой работы с учетом особенностей памяти детей с ОНР. Книга содержит методы обследования памяти детей данной категории, описание вариативных особенностей их мнестической деятельности, методы развития памяти, технологии совместной работы логопеда и психолога в процессе преодоления ОНР.
Книга адресована логопедам, дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных организаций, а также студентам педагогических вузов.

Подробное описание

Пособие посвящено актуальному аспекту совершенствования и развития системы коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников и их полноценной подготовке к обучению в школе, а именно - глубокому и всестороннему изучению данного феномена с позиций системного подхода, базирующегося на современных представлениях о генезе, строении и функционировании высших психических функций (ВПФ) у детей.

Одной из самых распространенных форм речевой недостаточности среди детей дошкольного и младшего школьного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР). В логопедии понятие «общее недоразвитие речи» применяется по отношению к детям с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, у которых нарушается формирование всех компонентов языковой системы.

Ученые Б.М. Гриншпун, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова. О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Фи-личева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др. отмечают, что характер речевой недостаточности у данной категории определяется сочетанием целого ряда факторов: тяжестью первичного дефекта и его формой, уровнем развития когнитивных процессов, индивидуальными особенностями развития ребенка. Категория детей с ОНР полиморфна и неоднородна по своему составу. Неполноценное речевое развитие негативно сказывается на формировании сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Нарушение памяти тормозит полноценное развитие познавательной и речевой деятельности, усугубляет речевой дефект и затрудняет процесс ее восстановления или коррекции. И наоборот, хорошая память способствует развитию познавательных процессов и более эффективному протеканию коррекционного процесса, более прочному усвоению детьми формируемых навыков, умений и знаний, в более короткие сроки.

Представленный фактический и методический материал имеет значение для повышения эффективности коррекционного обучения детей с ОНР за счет развития различных характеристик слухоречевой памяти с использованием индивидуально-дифференцированного комплекса мнемотехнических приемов в системе логопедических занятий с детьми в разных видах деятельности. Разработанные и апробированные приемы и методы развития слухоречевой памяти, дифференцированные для использования в работе, а также методические рекомендации для включения диагностического комплекса как специального раздела исследования слухоречевой памяти в существующую технологию комплексного обследования детей с ОНР, и интерпретация полученных данных, могут найти применение в практике логопедов, учителей-дефектологов, психологов, воспитателей при работе с детьми других категорий, а также с нормально развивающимися детьми с недостатками памяти.

Пособие состоит из четырех глав и приложения. В первой главе рассматриваются вопросы памяти дошкольника и особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Вторая глава посвящена проблеме диагностики речевых процессов и слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи. В третьей главе приводится описание особенностей мнестических процессов у детей с общим недоразвитием речи, их вариативный характер. В четвертой главе книги представлена система развития памяти детей с ОНР. Приложение содержат материалы, иллюстрирующие содержание глав.

Содержание

Предисловие    5

Глава 1. Память как важнейший компонент функционального базиса речи    8

Феномен общего недоразвития речи у дошкольников    8

Когнитивные процессы у дошкольников с общим недоразвитием речи    14

Память как психический процесс    17

Память дошкольника    25

Память детей с общим недоразвитием речи    28

Глава 2. Изучение памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи    33

Диагностическая программа изучения мнестических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи    33

Изучение слухоречевой памяти и ее особенности у детей с общим недоразвитием речи    44

Глава 3. Вариативные особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи    86

Общие и специфические особенности памяти детей с общим недоразвитием речи    86

Некоторые итоги изучения памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи    91

Глава 4. Дифференцированный подход к развитию памяти дошкольников с общим недоразвитием речи    93

Принципы построения системы логопедического воздействия с включением развития мнестических процессов у детей с общим недоразвитием речи    93

Развитие памяти в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников    100

Дифференцированные рекомендации, учитывающие уровни сформированности мнестических процессов у детей с общим недоразвитием речи    104

Литература    127

Приложения    134

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.