Коррекционная работа с аутичным ребенком

Временно отсутствует
628 руб.
-5%
596,60 руб.
Код 18609
Авторы Рудик О.С.
Издательство Владос, 2021
ISBN 978-5-9500494-7-7
Страниц 190
Штрихкод 9785950049477
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 205 x 10 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 189 г
В пособии раскрывается одна из наиболее важных проблем в отклонениях развития - аутизм. Представлена информация об особенностях психического развития детей с ранним аутизмом, клинико-психологической классификации, сравнительная характеристика развития моторики, речи нормально развивающегося ребенка и ребенка с РДА, о методах коррекционно-педагогической помощи, диагностике при аутизме. Предложенные методы обследования помогут своевременно выявить у детей нарушения в развитии интеллектуальной, эмоциональной и других сфер и обратиться за консультацией к специалистам.
Автор предлагает игры, упражнения, фрагменты занятий, которые можно использовать на разных этапах коррекционной работы учителями-дефектологами, воспитателями, родителями.
Книга рассчитана на широкий круг специалистов, которые работают с аутичными детьми, также может быть использована студентами педвузов и средних специальных учебных учреждений, родителями, имеющими детей с диагнозом РДА.

Подробное описание

В реформировании системы специального образования важнейшее место отводится развитию коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития с первых месяцев их жизни.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом ведется активный поиск различных подходов — медикаментозных и в первую очередь психолого-педагогических, направленных на коррекцию аутистического дезонтогенеза, нормализацию психического развития такого ребенка. Коррекционно-развивающая работа с аутичными детьми достаточно сложна в силу специфики данного нарушения. Стремление детей с аутизмом избежать контакта с окружающим миром, особое специфическое речевое развитие нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром, проблемы личностного характера (такие как негативизм, агрессия, стереотипия и другие) затрудняют работу с ними.

Отсутствие общения, а, следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, возникающее чаще всего с раннего детства, резко искажает ход всего психического развития ребенка, препятствует его социальной адаптации. В условиях своевременного начала коррекции большинство аутичных детей могут обучаться в школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях.

Данная работа содержит два раздела: раздел I «Понятие о синдроме раннего детского аутизма (РДА) и аутистических чертах личности » и раздел II« Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме».

В I разделе излагаются общие вопросы, характеризующие аутизм, дается клинико-педагогическая классификация аутизма, раскрываются особенности психического развития этих детей.

Во II разделе автор предлагает возможные способы коррекцией коррекционно-педагогической помощи при аутизме — социально-бытовой адаптации, развитии речи, моторики, внимания, памяти, мышления; сенсорного и эмоционального развития; дается сравнительная характеристика нормально развивающегося ребенка и ребенка с РДА. Особое внимание уделяется игре как основному виду деятельности ребенка дошкольного возраста. В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми. Это свойство игровой деятельности позволяет использовать ее и в коррекционной работе с детьми-аутистами. Своевременная коррекционная работа помогает активно развиваться детям, за особенностью развития которых скрываются интересные индивидуальности.

Учитывая то, что книга адресована и будущим специалистам, родителям, краткий терминологический словарь поможет сориентироваться в проблеме.

В Приложении дана сравнительная характеристика развития речи, развития моторики нормально развивающегося ребенка и ребенка с РДА для определения сходства признаков, изменения. Содержание работы по развитию предметно-манипулятивной деятельности ребенка с РДА, развитию слухового внимания, речевого слуха, по развитию движений, речи, эмоции и др. предлагается примерный вариант коррекционной работы.

Содержание коррекционной работы будет доступно не только специалистам, но и родителям, дети которых имеют определенные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы; поможет своевременно обратить внимание на отклонения в развитии ребенка той или иной сферы (речевой, двигательной, эмоциональной) и обратиться за помощью к специалистам.

Материал, представленный в книге, имеет в основе отечественный опыт психолого-педагогической коррекционной работы, и читатели могут использовать его в удобной для них последовательности и нужном объеме в зависимости от профиля группы, особенностей развития детей.

Содержание

Введение    5

Раздел I. Понятие о синдроме раннего детского аутизма (РДА) и аутистических чертах личности    7

1. Клинико-психологическая классификация    9

2. Особенности психофизического развития детей с РДА первых трех лет жизни    15

3. Витальные функции и аффективная сфера    20

Витальные функции и аффективная сфера    20

Восприятие    28

Влечения    30

Негативизм    32

Интеллект    33

Мышление    34

Речь    36

Трудности произвольной организации ребенка    41

Навыки самообслуживания    42

Моторика    43

Расстройства эмоционально-волевой сферы    48

Игра    52

Раздел II. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме    54

Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция РДА    60

Первый этап. Социально-бытовая адаптация детей с РДА    64

1. Развитие взаимодействия с ребенком    65

Развитие эмоциональной сферы    79

2. Развитие предметно-манипулятивной деятельности    81

Развитие общей и тонкой моторики    82

'Развитие у ребенка с РДА внимания, памяти и мыслительной деятельности    101

3. Развитие речи    106

Второй этап. Формирование разнообразных видов самообслуживающего труда    126

Формирование умений и навыков приема пищи    128

Формирование культуры поведения за столом    132

Формирование культурно-гигиенических умений и навыков    133

Формирование умений и навыков самообслуживания    135

Приложения    139

Приложение 1. Упражнения по обучению ребенка с РДА правильному хватанию, удерживанию предмета, фиксации взгляда на предмете    139

Приложение 2. Примерное содержание работы по эмоциональному развитию ребенка с РДА    151

Приложение 3. Содержание работы по развитию предметно-манипулятивной деятельности ребенка с РДА    156

Приложение 4. Примерное содержание работы по развитию движений    158

Приложение 5. Формирование кинестетических ощущений и восприятия собственного тела как единого целого    161

Приложение 6. Примерное содержание работы по развитию мимики, артикуляционного аппарата, дыхания    166

Приложение 7. Примерное содержание работы по развитию слухового внимания, речевого слуха для детей с РДА раннего возраста    168

Приложение 8. Примерные задания для сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста    173

Словарь    180

Литература    187

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.