Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет: программа, планирование, конспекты занятий

Снято с продажи
Код 3147
Авторы-составители Небыкова О.Н.
Издательство Учитель, 2024
Серия Сопровождение детей с ОВЗ в ДОО. Группы компенсирующей направленности
ISBN 978-5-7057-4083-3
Страниц 207
УДК 376.3
Штрихкод 9785705740833
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 198 г
В пособии представлены программа "Точка, линия и штрих", перспективное планирование и конспекты занятий по развитию мелкой моторики и координации тонких движений рук посредством штрихографии у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, сочетающие все виды детской деятельности - игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, двигательную - на основе
содержания образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие", сформулированных во ФГОС ДО. Предложенные пальчиковые игры, графические упражнения и задания помогут педагогу достичь целевых ориентиров дошкольного образования, сформировать у детей мелкомоторные навыки, зрительно-двигательную координацию, пространственное восприятие
и произвольность движений.
Адресовано воспитателям, учителям-дефектологам, логопедам, методистам ДОО; рекомендовано студентам высших педагогических учебных заведений, родителям.

Подробное описание

Программа «ТОчка, линия и штрих»

Пояснительная записка

Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (слов) речи в соответствующие буквы и символы, начертание их на бумаге. Обучение начертанию букв и цифр становится возможным после освоения детьми моторно-двигательных умений и при развитой тонкой моторике. Под термином «тонкая моторика» («мелкая моторика») понимаются высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы.

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «…истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…». Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Особенно актуально это в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно с нарушением опорно-двигательного аппарата. Разнообразие двигательных нарушений у них обусловлено рядом факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания. Это и нарушение мышечного тонуса, и ограничение произвольных движений, и нарушение равновесия и координации. Ребенок не всегда верно ориентируется на листе бумаги, путает стороны, теряется на листе в клетку. Из-за этого он не укладывается в темп работы, не успевает выполнить задание.

Трудности при письме для детей     с ОВЗ связаны не только с самим изображением линий, но и со спастичностью мышц и недостаточно развитыми мускульными возможностями пальцев руки.

Формирование моторно-двигательных умений есть длительный и сложный процесс, осуществляемый, как правило, со специфическими трудностями. При всем разнообразии врожденных
и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, связанный со спецификой самого заболевания. Важнейшими из них являются:

1. Нарушения мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии).

Спастичность – это характерное нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение. При резком повышении мышечного тонуса руки приведены к туловищу или согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки, наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах).

При ригидности мышцы напряжены и находятся в состоянии тетануса (нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия).

При гипотонии мышцы конечностей и туловища  дряблые, слабые, вялые, а объем пассивных движений значительно больше нормального.

Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.

2. Ограничение произвольных наиболее тонких и дифференцированных движений пальцев рук (парезы и параличи).

3. Наличие насильственных движений.

Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц и затрудняющие осуществление произвольного двигательного акта, с наличием неестественных поз и незаконченных движений.

Тремор дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка) при целенаправленных движениях.

4. Атаксия (нарушение равновесия и координации движений).

Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений рук.

5. Кинестезии (нарушение ощущений движений, искажение восприятия направления движений).

Бедность двигательного опыта ребенка и неразвитая зрительно-моторная координация дезориентируют ребенка в микропространстве.

6. Синкинезии – непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (напри-мер, ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).

Недостаток стимулирующего воздействия педагога на дошкольника может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Механическая тренировка движений руки может выправить ситуацию, но не даст эффективных устойчивых результатов.

Исходя из наиболее часто встречающихся у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата сложностей, для повышения уровня развития мелкой моторики, формирования навыков ориентировки на листе бумаги и подготовки руки к письму требуется решение следующих задач:

· способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;

· способствовать формированию пространственного восприятия, ориентировки в микропространстве;

· способствовать формированию произвольности движений и регуляции мышечного тонуса.

ФГОС ДО для детей с ОВЗ в группах комбинированной и компенсирующей направленности предполагает организацию и проведение коррекционной работы на групповых и индивидуальных занятиях с использованием специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, а также осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Технология коррекционного воздействия построена как на общих педагогических принципах, так и на специальных, перечисленных ниже:

1. В программе предусмотрено поэтапное освоение выразительных возможностей графических средств: точки, штриха и линии, их выразительной трансформации в композициях художников-иллюстраторов.

2. Формирование моторно-двигательных умений происходит параллельно с усвоением изобразительных навыков. В занятиях каждое направление линий и штрихов отрабатывается отдельно, затем они суммируются и впоследствии входят в упражнения, которые развивают и закрепляют навыки рисовальных движений руки.

3. Освоение способов рисования, в соответствии с темами занятий, выстроено в определенной последовательности: от простых движений – к более сложным движениям; от переключения с одного движения на другое при опоре на один анализатор – к этому же, но с опорой на несколько анализаторов (зрительный, кинетический и другие). Задания усложняются и за счет включения упражнений на развитие соотносящих действий и действий по воспроизведению пространственных отношений между предметами и их частями.

4. Включены задания, предполагающие различный доминантный характер и разнообразные типы структуры занятий. При этом вся деятельность объединена общим сюжетным замыслом, что отвечает синкретичности детского мышления. В связи с чем занятия носят интегративный характер и отражают содержание всех образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») в различных видах детской деятельности согласно ФГОС ДО.

5. Тема каждого занятия тесно связана с сюжетом и включает только те образы, которые ребенок может понять и воплотить в рисунке. Иногда тема занимает несколько занятий. Всякий раз она преподносится ребенку с неожиданной стороны, чтобы поддержать в нем интерес к деятельности.

6. Применяется принцип расширяющейся спирали: одни и те же значимые представления и познавательные умения периодически актуализируются педагогом перед ребенком, причем их содержание постепенно усложняется.

Для реализации поставленных задач используются следующие методы: наглядный, словесный, практический (упражнения), репродуктивный, игровой (игры малой и средней подвижности), метод «погружения» в учительские функции, методы последовательного выполнения зрительных, слуховых и графических диктантов, рассматривания иллюстраций, рисунков, макетов; метод использования карандашей-штампов; метод поощрения.

В системе формирования графических навыков наиболее предпочтительными методами, помогающими решать поставленные задачи, являются:

1. Игры малой и средней подвижности.

Подчеркнем особую роль игровых упражнений в их направленности на формирование зрительно-моторной координации и самоконтроля во время выполнения заданий.

Целью деятельности педагога при выполнении этих упражнений является способствование развитию зрительного праксиса и увеличению поля зрительного восприятия детей для максимального контроля над пространством вокруг.

Эти упражнения опираются на исследование волновой активности мозга детей с ОВЗ, у которых отмечаются проблемы в развитии стволовых отделов мозга, правого и левого полушарий и мозолистого тела. Упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют переключению импульса с одного полушария на другое при выполнении заданий, координируют работу зрительного и аудильного восприятия детей с работой пишущей руки.

2. «Зрительный диктант».

На первых этапах дети рассматривают готовый орнамент, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Позже может быть предложен другой вариант: дети создают орнамент под диктовку педагога, который указывает, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. При знакомстве, рассматривании и составлении орнаментов дети на практике познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, над, под, между, посередине, с краю и т. д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, справа налево, прямо, наклонно, посередине), овладевают умением измерять предметы на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина). На одном из подобных занятий дети могут самостоятельно создать орнаменты из готовых геометрических фигур, а затем рассказать, сколько каких фигур они брали и как их разместили (Приложение 1).

3. Упражнения.

В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется. Вырабатываются и автоматизируются более рациональные его приемы. Данный подход позволяет считать упражнения основным методическим приемом, обеспечивающим приобретение графического навыка.

Целью графических упражнений на бумаге в клетку является формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху вниз и слева направо по разлиновке, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеток по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

4. Использование карандашей-штампов.

Целью использования этого метода является формирование у детей правильного распределения мышечной нагрузки руки, правильного захвата и удержания орудия письма.

При выполнении этих упражнений происходит быстрая неоднократная смена тонуса мускулатуры руки: напряжение, расслабление, силовое напряжение, расслабление. Кроме того, у ребенка развивается умение удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжает формироваться щепоть. Эти занятия способствуют формированию произвольности движений и коррекции синкинезии, тремора, спастичности, так как от задействованных мышц сгибательных и разгибательных постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

Для повышения эффективности работы с карандашом-штампом перед выполнением каждого упражнения детям рассказывается маленькая сказка или история и предлагаются картинки-заготовки на сюжет сказки, предоставляющие ребенку широкое поле деятельности.

Кончиком карандаша, перышка, связанного ниточкой, или ватной палочкой дети рисуют точки на подготовленной заготовке, предварительно обмакнув «штампик» в краску (Приложение 2).

5. Метод «погружения» в учительские функции.

Когда становится ясно, что ребенок освоился с определенным видом графического диктанта, передавайте ему учительские функции. Известно, что в результате преподавания лучше всего обучается сам педагог. Теперь не вы ребенку, а ребенок будет вам диктовать.

Вариант первый. Ребенок сначала «заготавливает» диктант: расчерчивает лист на квадратики, рисует красным карандашом фигуру, с которой надо начинать диктовку, заполняет некоторые клетки по собственному усмотрению и потом «читает» написанное.

Вариант второй. Ребенок работает параллельно с педагогом: чертит и одновременно диктует.

Можно оговорить условия: например, ребенок получает пятерку (ее своей рукой выводит он сам), если его диктант и диктант педагога совпадают. Если имеются расхождения, педагогу придется все переписывать. Когда в ребенке появится уверенность, можно приобщить к игре третьего – тоже взрослого игрока; можно специально допускать ошибки, которые «педагогу» необходимо обнаружить.

В дошкольной организации должны быть созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку в свободное время делать много зарисовок, закрепляя навыки рисовальных движений руки, рассматривать иллюстрации и изучать законы композиции рисунка. В книжном уголке в группе должны быть книги наиболее известных художников-иллюстраторов – Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Конашевича, Ю. Васнецова и других, где в рисунках использовался штрих. Должна быть оформлена папка «Мы рисуем штрихом» с наиболее важной информацией о рисовании штрихом, содержимое которой периодически меняется. В ней могут быть, например, алгоритм создания того или иного художественного образа, таблицы с изображением видов штрихов и т. д. Детские рисунки, дополненные творческими рассказами их авторов, выкладываются в папке «Наши руки не для скуки». Для детей и родителей в группе оформляются выставки детских рисунков и самодельных книг, выполненных детьми вместе с родителями.

Формирование у детей моторно-двигательных умений происходит поэтапно.

1-й этап – подготовительный. На этом этапе главное внимание уделяется коррекции общей и тонкой моторики, знакомству с точкой, понятиями «клетка» и «строчка» (Приложение 3), выработке двигательных навыков по овладению линейной графикой в следующей последовательности:

1. Рисование точек.

2. Рисование коротких вертикальных линий.

3. Рисование горизонтальных линий.

4. Чередование длинных и коротких штрихов.

5. Сочетание горизонтальных и вертикальных линий.

6. Рисование наклонных линий.

7. Рисование уголков.

8. Рисование бордюров.

9. Рисование квадратов.

10. Рисование ломаной линии, штриха-зигзага.

11. Рисование круга.

12. Рисование овала.

13. Рисование кругов и овалов.

14. Рисование треугольника.

15. Рисование дуг.

16. Рисование узоров, композиции с комбинированными линиями.

17. Спиралевидная композиция.

18. Рисование изображений на основе геометрических фигур.

19. Штрих, идущий из центра в разных направлениях.

20. Рисование контурных изображений по трафаретам и лекалам (фигуры выбиты внутри линейки или лекала).

Одновременно с этой работой происходит осознание детьми пространственных терминов. Прежде всего нужно объяснить значение понятий в центре, посередине, слева, справа, верхняя (нижняя) сторона, левая (правая) сторона, левый (правый), верхний (нижний) угол (Приложение 4).

На первых же занятиях детям на правую руку, как ориентир, надеваются цветные резинки для волос. Тактильные ощущения от соприкосновения резинки с рукой способствуют запоминанию и длительному сохранению полученных впечатлений в памяти и тем самым закрепляют понятия «правая сторона» и «левая сторона». На этом же этапе желательно использовать какой-либо маркер нитку или яркий браслет и на левой руке ребенка. Необходимо также маркировать пространство стола (в верхней левой его части приклеить красный кружок). Перед выполнением упражнения приготовить лист бумаги, в середине которого нарисовать круг. Основная цель этого приема научить ориентироваться в пространстве, используя понятия «лево», «право», «верх», «низ», «между», «над», «под», «за» и т. д.

2-й этап. На этом этапе ведется следующая работа:

1. Знакомство детей с шаблонами и их обведением. Закрепить понятие о том, что шаблон – это внешний контур предмета, а трафарет – это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки.

2. Выработка умений проводить различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях по точкам.

3. Выработка и автоматизация рациональных способов воспроизведения графического диктанта.

Дети усваивают трудное дело: умение сочетать слуховое восприятие с двигательно-зрительным действием, закрепляют ориентировку в пространстве листа бумаги, навыки счета. Знакомство детей с понятием «шаги по клеточкам», которые делаются в разных направлениях по сторонам клеток и делением клеток по диагонали, происходит после овладения умением выполнять зрительные диктанты, которые в последующей коррекционной работе, наравне со слуховыми диктантами, активно используются для автоматизации сформированных навыков. На бумаге в клетку дети под диктовку воспитателя проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получится узор или рисунок. Удивительным и загадочным бывает для детей появление рисунка, который они выполняют, постепенно передвигая карандаш по клеточному листу. Детям интересно также добавить мелкие детали к своему новому графическому рисунку.

Важно вместе с детьми рассматривать образцы, объяснять способы их выполнения. Делать это можно на разлинованной доске. А при написании диктантов педагогу необходимо заранее ставить в тетради точку в том месте, откуда ребенок будет начинать работать. Это нужно, чтобы рисунок не вышел за рамки листа, так как ребенок еще не может это проконтролировать.

Для успешного проведения занятий необходимо создание благоприятных условий, к которым относятся следующие:

– эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;

– педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в формировании моторно-двигательных умений, но и вы-явление индивидуальных возможностей каждого ребенка;

– соблюдение режима труда и отдыха (техническая сторона письма, несмотря на всю предварительную подготовку, сложна: от детей требуются огромные умственные, физические и волевые усилия, в связи с чем рекомендуемая продолжительность непрерывного письма на этапе обучения не более 5 минут).

Немаловажными факторами в процессе формирования у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата моторно-двигательных умений являются: система педагогического взаимодействия экскурсии в детскую библиотеку, встречи с художниками-графиками, мастер-классы; система занятий по формированию графических навыков кружок «Наши руки не для скуки», взаимодействие с родителями. Творческое сотрудничество с семьями воспитанников важный момент в формировании у детей моторно-двигательных навыков посредством штрихографии. С самого начала с родителями важно наладить тесный контакт, что играет определяющую роль в коррекции имеющихся у детей недостатков. На родительском собрании необходимо донести до родителей информацию о важности и актуальности развития мелкой моторики, которая является основой для развития моторно-двигательных навыков будущих школьников и помогает коррекции их речи. По заданию педагога родители должны еженедельно вместе с детьми выполнять несложные задания. При этом следует дать установку на то, что графическую работу полностью выполняет ребенок, взрослые лишь контролируют процесс. Участие родителей, их совместные с детьми занятия стимулируют работоспособность воспитанников и повышают их интерес к штриховому рисунку.

В течение года дети по возможности посещают детскую библиотеку. Большой фонд книжной графики, имеющийся обычно в библиотеках, передает облик предметов и явлений окружающего мира во всем многообразии воспринимаемых зрением событий и отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм. После увлекательного рассказа библиотекаря и рассматривания новых интересных книг дети начинают различать изобразительную манеру разных художников-иллюстраторов и учатся анализировать отдельные художественные образы с помощью характерных деталей и черт.

Мастер-классы современных художников-графиков помогают детям понять законы композиции в рисунке, заостряют их внимание на пропорциях частей объекта и выделении отдельных его деталей.

Формирование у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата моторно-двигательных умений посредством штрихографии может осуществляться также через работу кружка «Наши руки не для скуки», в котором реализуются следующие направления программы:

– развитие тонкой моторики пальцев рук и систематическое обучение новым двигательным тонко координированным действиям (овладение линейной графикой);

– регуляция мышечного тонуса и мускульных возможностей пальцев рук;

– формирование зрительно-моторной координации и навыков ориентировки на листе бумаги;

– совершенствование восприятия пространства и пространственных представлений.

В системе работы кружка с детьми проводятся беседы, занятия, экскурсии, творческие встречи, которые сопровождаются: ярким иллюстративным материалом (фотографии, репродукции картин, иллюстрации к детским художественным произведениям); просмотром видеофильмов и мультфильмов; мастер-классами современных художников-графиков; наблюдением за живыми объектами и обследованием неживых объектов для создания художественного образа.

Рисуя штрихи и линии, ребенок овладевает специальными умениями и навыками: зрительной оценкой образов, ориентировкой в пространстве, чувством цвета, координацией движений глаза и руки; улучшается владение кистью руки. Помимо этого в процессе занятий дети получают много информации об иллюстрировании книг, о художниках-графиках, совершенствуют свою наблюдательность и эстетическое восприятие при знакомстве с художественными образами, развивают художественный вкус и творческие способности. Поэтому в работе преобладает сочетание познавательно-исследовательской деятельности детей с изобразительной, что находит отражение в перспективном плане.

Таким образом, содержание пособия направлено на систематическое обучение детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата новым двигательным тонко координированным действиям посредством штрихографии. Это направление взято за основу формирования моторно-двигательного компонента графического навыка и ставит следующие задачи:

– отобрать содержание, связанное с выработкой двигательных навыков линейной графики (последовательность знакомства детей с разновидностями штрихов и линий) и обучением ориентировке на листе бумаги в клетку;

– создать педагогические условия для формирования моторно-двигательных умений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

– скоординировать навыки ориентировки в микропространстве и трансформировать их в самостоятельную деятельность.

Работа по данному направлению включает в себя различные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, изобразительную, коммуникативную.

В пособии представлены: 1) перспективный план по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством штрихографии на год обучения; 2) конспекты занятий с подробным перечнем заданий, наиболее эффективных в работе с воспитанниками с детским церебральным параличом. К каждому занятию предложены рабочие листы с графическими заданиями (Приложение 5).

Программа рассчитана на 27 занятий: с 14 сентября по 31 декабря – 14 занятий, с 14 января по 30 апреля – 13 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 20–25 минут, в основном по подгруппам. В связи с необходимостью автоматизировать полученные навыки предполагаются также систематические дополнительные занятия с каждым ребенком, так как уровень подготовки и темп работоспособности у детей различны и требуют углубленной работы по отдельным темам.

Программа прошла успешную апробацию на базе Волгоградского МДОУ «Детский сад № 279 комбинированного вида» в группе комбинированной направленности (старший дошкольный возраст).

Содержание

Программа «Точка, линия и штрих»    3

Пояснительная записка    3

Перспективный план    17

Конспекты занятий    25

Приложения    71

Приложение 1. Зрительные диктанты    71

Приложение 2. Упражнения с карандашами-штампами    72

Приложение 3. Понятия «клетка» и «строчка»    73

Приложение 4. Значение пространственных терминов и выражений     74

Приложение 5. Графические задания к занятиям    75

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Елена Ратушная
5 января 2019 (15:06)
Здравствуйте! Книга интересна, задания построены от простого к сложному, это хорошо. Использую в работе.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.