Трудовое обучение. Столярное дело. 5-6 классы: рабочая программа

Снято с продажи
Код 3475
Авторы-составители Павлова О. В.
Издательство Учитель, 2016
Серия Для образовательных учреждений VII-VIII видов
ISBN 978-5-7057-4066-6
Страниц 88
УДК 376
Штрихкод 9785705740666
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 132 г
Организация трудового обучения и воспитания обучающихся в специальной (коррекционной) школе занимает особое место в работе педагогического коллектива. В пособии представлена рабочая программа с развернутыми тематическими планами по столярному делу для 5-6 классов, составленная по программе под редакцией В. В. Воронковой на основе положений проекта ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рационально выстроенная система уроков с учетом возрастных особенностей каждого класса, четкое распределение учебного времени по тематическим разделам, наличие основных элементов содержания для каждого занятия, определение возможных форм контроля и ожидаемых результатов обучения (предметных умений, метапредметных универсальных учебных действий - познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных) помогут учителям в полном соответствии с обязательным минимумом содержания трудовой и профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ сформировать навыки трудовой деятельности и сознательно-адаптированного к условиям современного общества поведения.
Предназначено учителям, руководителям МО трудового обучения и заместителям директора по УР специальных (коррекционных) образовательных организаций различных видов; рекомендовано специалистам коррекционного образования.

Подробное описание

Развитие трудовых навыков у школьников с ограниченными возможностями здоровья возможно только при наличии специальной подготовки учащихся, опоры на их природные и социальные задатки, учете состояния здоровья.

В этом случае труд может стать мотивированным. Мотивацию можно развить, опираясь на внутренние и внешние возможности и склонности, которые есть у каждого ребенка. Чем раньше начнется эта работа, тем она будет успешнее.

По программе развития в каждой специальной (коррекционной) школе создана определенная среда и условия сопровождения учебной деятельности учащегося, которые несут пропедевтическую функцию в процессе освоения профессиональных умений и навыков при овладении профессией.

Осуществляя деятельность в данной среде, любой ребенок овладевает собственным, только ему активно данным в определенный период времени набором трудовых возможностей-действий. В соответствии с глубиной умственного дефекта у каждого ребенка этот набор будет своим. Таким образом, обучающийся погружен в индивидуальную траекторию развития предпрофессиональных действий-возможностей.

В итоге после окончания школы ребенок может поступить в классы с углубленной трудовой либо социально-бытовой подготовкой для продолжения обучения в профессионально-технических учебных заведениях.

Для продвижения умственно отсталого ребенка в развитии и адаптации к окружающей среде важным фактором является специально организованное обучение. Это обусловлено своеобразием его личности и познавательной деятельности. Оптимальной для развития этой категории учащихся является та среда, в которой они могут приобрести положительный опыт в различных видах деятельности (организованной и свободной) и в межличностном общении.

Внедряя программу развития в образовательный процесс, педагогический коллектив должен учитывать то, что коррекционной школе необходима еще и среда послешкольной адаптации, которая поможет получить образовательную модель, формирующую адекватность и жизнестойкость детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, а также будет способствовать качественным изменениям и модернизации процессов адаптивности выпускника к жизни. Среда постшкольной адаптации предполагает профильное обучение, которое необходимо по ряду причин.

Во-первых, в системе специального образования произошла смена приоритетов в задачах самой системы. На первое место выступает задача обеспечения прав на получение доступного образования всех категорий детей. Особая помощь нужна выпускникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений в обеспечении их права на трудовую занятость. Без организации социальной поддержки выпускники коррекционных учреждений не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, зачастую не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места. Традиционная система пятилетнего профессионально-трудового обучения не решает этого круга задач. 15–16-летние умственно отсталые подростки не готовы к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности. Им требуется специально организованное сопровождение в виде наставничества на рабочем месте либо в виде продолжения обучения в специальных (коррекционных) группах профессиональных училищ или в условиях 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой, а также адресным обучением трудовым действиям на определенном рабочем месте.

Во-вторых, количество профессиональных училищ, которые обучали таких детей, ограничено. Узок круг специальностей, предлагаемых этими училищами: повар, озеленитель и радиомонтажник. Эти специальности не совпадают с профилями трудового обучения в школе. Вот так и появляется необходимость открытия новых классов, то есть создание такой среды, как постшкольная адаптация. Проанализировав материально-техническую базу школы, человеческие ресурсы (то есть квалификацию педагогов, уровень их образования), возможности обучающихся, состояние их здоровья, проведя социологический опрос родителей, можно сделать вывод о необходимости открытия классов с углубленной трудовой подготовкой по тем направлениям, которые перспективны в конкретной школе, например столяр строительный, слесарь-ремонтник, швея.

Однако надо учитывать то обстоятельство, что дети имеют разные степени умственной отсталости, различное состояние здоровья, ПМПК, в связи с чем не всем детям возможно продолжение обучения в классе с углубленной трудовой подготовкой. Возникает необходимость расширения среды постшкольной адаптации открытие класса с углубленной социально-бытовой ориентировкой.

Программы по трудовому обучению составлены с учетом специфики производства, требований к квалификационным характеристикам рабочих данной профессии и требований охраны труда на производстве, а также с ориентировкой на вариативное обучение учащихся с различной степенью дефекта. Это дает возможность гибко изменять содержание деятельности учащихся в процессе освоения специальности. В их содержание включены технико-технологические сведения, приемы работ, отработка практических умений и навыков по выбранной специальности.

Кроме того, для обеспечения успешного овладения обучающимися технологическим процессом необходимо создать условия, способствующие выполнению доступных трудовых действий и получения качественного продукта. С учетом того, что подготовка обучающихся к трудовой деятельности в рамках образовательной области «Технологии» начинается с формирования у детей элементарных действий с материалами и предметами, для обучения необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и прочие предметы. По мере накопления опыта предметно-практической деятельности диапазон формируемых действий постепенно расширяется, увеличивается время их выполнения и меняются их качественные характеристики. Постепенно формируемые действия переходят в разряд трудовых операций.

Для осуществления трудового обучения образовательной организации требуются:

· сырье различного назначения (глина, шерсть, ткань, бумага и другие материалы);

· заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал;

· различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование для трудовой подготовки в области сельского хозяйства, ткачества, элементарной деревообработки, полиграфии, в сфере предоставления услуг (бытовых, общепита, гостиничного сервиса и др.);

· прочий учебно-дидактический материал, необходимый для трудовой подготовки в образовательной организации.

Также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся создаются алгоритмы действий, расписания в виде ряда графических изображений. Для создания, обработки и распечатки графических изображений образовательной организации необходимо иметь оборудование и программное обеспечение.

Пособие содержит рабочую программу с развернутым тематическим планированием учебного предмета «Столярное дело» в 5–6 классах по программам для специальных (коррекционных) образовательных школ, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

Возможность овладения профессией этими учащимися зависит от многих факторов, что предполагает хорошую организацию коррекционной работы. Ее основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся, развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Для выполнения этой задачи у учащихся необходимо сформировать технические и технологические знания, общетрудовые умения. Только опора на имеющиеся знания дает им возможность уяснить новое трудовое задание, спланировать его исполнение, правильно действовать при встрече с различного рода отклонениями от технологического процесса, контролировать и оценивать сделанное.

В педагогике выработаны следующие общие требования к организации формирования знаний школьников:

– доступность изучаемого материала по содержанию и объему для определенной группы учащихся;

– формирование готовности школьников к усвоению знаний;

– опора на предметную и изобразительную наглядность;

– связь новых сведений с ранее усвоенным материалом;

– эффективность объяснения (доступность речи учителя, его личность, выразительность, эмоциональность, доказательность, оптимальный темп и продолжительность объяснения);

– проведение упражнений на совершенствование устных и письменных высказываний учащихся;

– систематичность повторения, основанного на вариативности;

– контроль процесса и конечного результата усвоения знаний.

Приведенные требования отвечают задачам трудового обучения в коррекционной школе.
Развитие умений здесь происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.

В начале обучения помощь учителя максимальна. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении плана работы и практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются при обсуждении плана работы. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. В старших классах учитель переходит от развернутой помощи учащихся к краткому инструктажу.

В первые два-три года профессионального обучения первостепенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают товарную продукцию.

Программы предусматривают специализацию профессионального обучения и содержат блок по специальности «столярное дело». Выбор направления специализации зависит от местных условий обучения и трудоустройства выпускников.

В предлагаемом тематическом планировании дается примерная последовательность тем и содержание практических работ. Учитель уточняет их применительно к условиям своей школы, определяет время, необходимое на отработку содержания программной темы, исходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы.

Содержание

Введение    3

Рабочая программа    6

Пояснительная записка    6

Тематическое планирование. 5 класс    7

Тематическое планирование. 6 класс    46

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.