Индивидуальное сопровождение детей "группы риска": экспериментально-исследовательская деятельность, коррекционно-развивающие занятия, картотека игр

Временно отсутствует
386 руб.
-10%
347,40 руб.
Код 4436
Авторы-составители Татарникова Г.М., Вепрева И.И., Кириченко Т.Т.
Издательство Учитель, 2016
Серия В помощь педагогу ДОО
ISBN 978-5-7057-3931-8
Страниц 230
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705739318
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 10 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 331 г
Пособие представляет обобщение опыта экспериментально-исследовательской деятельности и демонстрирует выработанную педагогическим коллективом стратегию личностно ориентированного подхода к ребенку "группы риска" в детском саду с учетом положений ФГОС ДО.
Предложены программы и формы взаимодействия всех специалистов ДОО, коррекционно-развивающие занятия, картотека игр, модели построения индивидуальной траектории развития каждого воспитанника в процессе его психолого-педагогического сопровождения, диагностический и целевой программно-методический инструментарий, что позволит педагогам выполнять компенсаторную и развивающую функции в отношении детей, имеющих проблемы в эмоционально-личностной сфере.
Предназначено методистам, психологам, социальным педагогам и воспитателям дошкольных организаций; полезно специалистам дошкольной педагогики.

Подробное описание

Введение

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается культура поддержки и помощи ребенку в воспитательном образовательном процессе. Разрабатываются вариативные модели сопровождения. Вместе с тем практика показывает, что часто вне системы сопровождения оказываются дети «группы риска» (дети, у которых отмечается бедность эмоциональной сферы, слабое формирование навыков произвольного поведения, поведение этих детей характеризуется раздражительностью, агрессией, обидчивостью и пр.).

Данное пособие представляет обобщение опыта деятельности МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Братска в условиях эксперимента и демонстрирует выработанную педагогическим коллективом стратегию по индивидуальному сопровождению ребенка «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении. Данный опыт является особенно актуальным в свете современных федеральных государственных стандартов дошкольного образования, диктующих необходимость определения целей и задач образовательной работы ДОУ с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей.

Опыт работы психолога, педагогов и других специалистов ДОУ, отраженный в материалах пособия, свидетельствует о необходимости и возможности построения индивидуальной траектории развития каждого воспитанника в процессе его сопровождения в условиях дошкольного образовательного учреждения и вместе с тем позволяет выполнять компенсаторную и развивающую функцию для детей, имеющих проблемы эмоционально-личностного развития.

Содержание пособия ориентировано на реализацию психолого-педагогических условий, необходимых для успешной реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО:

· уважение педагогом человеческого достоинства воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

· использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;

· построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

·  поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.

Связующей идеей пособия является принятие педагогами ДОУ каждого ребенка как самоценной личности, имеющей значительный потенциал для роста и развития. Создание условий педагогической поддержки и индивидуального сопровождения воспитанников в образовательном пространстве ДОУ позволяет его сотрудникам не только достичь значительных результатов в развитии личностных качеств выпускников, их разноаспектной школьной готовности, но и помочь обрести здоровье, гармонию души и тела будущего школьника.

Семья ребенка не только выступает полноценным субъектом образовательного процесса ОУ, но и является активным его участником, сотрудником, экспертом, что обеспечивает единое компенсирующее, развивающее, образовательное поле для ребенка и позволяет достичь достойных результатов к моменту перехода в школу.

Разработанная методическая продукция, включенная в содержание пособия, свидетельствует о продуктивном поиске путей сопровождения каждого ребенка, подтверждает научно-методическую компетентность участников экспериментальной деятельности.

Материалы пособия аргументированно обосновывают их востребованность на рынке образовательных услуг с позиции анализа современной образовательной ситуации в России и состояния психологического здоровья потенциальных первоклассников, представляют несомненную ценность для всех специалистов психолого-педагогического профиля дошкольного образования, а также начальной школы.

Содержание

Введение    3

Г. В. Никитина

Сущность и условия индивидуального сопровождения детей с проблемами в эмоционально-личностной сфере    4

Причины эмоционально-личностных проблем детей    4

Характеристика детей «группы риска»    5

Сущность индивидуального сопровождения развития ребенка    10

Стратегия индивидуального сопровождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении    12

Организация диагностики в системе сопровождения    14

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска»    16

Методы коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников    17

Условия организации системы индивидуального сопровождения в ДОУ    21

Программа экспериментально-исследовательской деятельности    21

Этапы экспериментально-исследовательской деятельности    23

Программа экспериментально-исследовательской деятельности    24

Нормативно-правовое обеспечение экспериментальной деятельности    28

Функциональные обязанности участников эксперимента    29

Обновление структуры управления    31

Организация методической службы в ДОУ в условиях эксперимента    33

Система индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях ДОУ    35

Технология построения системы индивидуального сопровождения в условиях ДОУ    35

Стратегия индивидуального сопровождения ребенка с проблемами в ДОУ (адаптированный вариант М. Р. Битяновой)    38

Распределение обязанностей между участниками системы сопровождения в дошкольном учреждении    39

Алгоритм диагностического сопровождения ребенка «группы риска»    39

Построение маршрута индивидуального сопровождения ребенка «группы риска»    44

Целевое программно-методическое сопровождение детей «группы риска»    45

Т. Т. Кириченко

Целевые программы сопровождения детей «группы риска» в условиях ДОУ  (принцип «автономности» специалистов сопровождения)    47

Мультидисциплинарное сопровождение ребенка «группы риска» в дошкольном учреждении    51

Система сопровождения ребенка «группы риска» в зависимости от характера проблемы (принцип мультидисциплинарности)    53

Комплектование групп по эмоционально-личностным проблемам детей    55

Циклограмма реализации целевых программ в логике сопровождения детей «группы риска»    56

Циклограмма взаимодействия специалистов в логике сопровождения    57

Интеграция коррекционно-развивающих техник в системе сопровождения    58

Создание поддерживающего здоровьесберегающего образовательного пространства    59

Модель здоровьесохранной образовательной среды    59

Сопровождение сопровождающих. Взаимодействие с семьей    61

Результаты экспериментально-исследовательской деятельности    65

Приложения    65

Приложение 1. Положение о педагоге-экспериментаторе    65

Приложение 2. Положение о Совете экспериментальной площадки ДОУ    67

Приложение 3. Договор-согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении    68

Приложение 4. Опросник для педагогов «Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста» (1,5–7 лет)    69

Приложение 5. Критерии оценки, выявления агрессивности ребенка (П. Бейкер, М. Алворд)    71

Приложение 6. Критерии оценки гиперактивности (П. Бейкер, М. Алворд)    71

Приложение 7. Клинические проявления синдрома дефицита внимания у детей (гиперподвижные) (Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская)    72

Приложение 8. Критерии определения тревожности (П. Бейкер, М. Алворд)    73

Приложение 9. Результаты исследования биологического анамнеза детей. Медицинская карта    73

Приложение 10. Тест «Тревожный ребенок» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)    73

Приложение 11. Портрет гиперактивного ребенка    74

Приложение 12. Портрет агрессивного ребенка    76

Приложение 13. Портрет тревожного ребенка    77

Приложение 14. Карта динамических наблюдений за поведением детей на коррекционно-развивающих занятиях    78

Приложение 15. Анализ социально-педагогических факторов семейного воспитания детей    79

Приложение 16. Индивидуальный паспорт ребенка    80

Приложение 17. Карта показателей индивидуального развития     81

Приложение 18. Индивидуальный маршрут сопровождения    82

Приложение 19. Психогигиенические и здоровьесберегающие техники в режиме дня    83

Приложение 20. Модель охранительного режима жизнедеятельности детей    83

Приложение 21. Модель психолого-педагогического сопровождения семьи в ДОУ    84

Авторские программы педагогов ДОУ    85

Т. Т. Кириченко

Программа «Лесенка успеха»    85

Индивидуальные коррекционные занятия    91

Программа «Смешные страхи»    104

Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия    111

Групповые занятия по коррекции страхов для детей старшего дошкольного возраста «Мы смелые»    129

Программа «Игралочка»    141

Индивидуальные занятия по коррекции произвольности психических познавательных процессов (внимание, память, мышление)    145

Программа «Учусь дружить»    149

Групповые тренинги-занятия преодоления тревожности и развития навыков общения    152

Программа «Егоза»    165

О. М. Сысоева

Программа курса занятий по анималотерапии «Ребята и зверята»    169

Т. С. Московских

Программа «Веселый хоровод»    176

Варианты образовательных ситуаций    182

Н. Ф. Шаура

Программа «Радуга красок»    183

Детско-родительский клуб «Фантазеры»    195

О. Д. Кремкова

Программа «Здравушка»    198

Картотека игр    206

Литература    224

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.