Технологии оценивания образовательных результатов: ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся

Снято с продажи
Версии товара:
Код 3008
Авторы-составители Конасова Н. Ю.
Издательство Учитель, 2014
Серия Методическая лаборатория
ISBN 978-5-7057-3753-6
Страниц 141
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705737536
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 100 г
Представлены тексты задач, отражающие социальные, личностные, досуговые, образовательные, коммуникативные проблемы учащихся 7-9 классов, и методики их оценки. Содержание пособия согласовано с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к оценке метапредметных образовательных результатов. Возможно использование ситуационных задач администрацией, педагогами для проведения метапредметных олимпиад, общественной экспертизы образовательных результатов, зачетов по всем предметам школьной программы. Задачи могут быть включены в содержание практико-ориентированных элективных курсов по социальной практике, профессиональной ориентации учащихся; варианты их письменного выполнения займут достойное место в индивидуальном портфолио учащегося с целью демонстрации уровня его социальной грамотности.
Адресовано администрации, учителям, методистам ОУ, специалистам ИПКРО, центров развития образования.

Подробное описание

Введение

Процессы реформирования школьного образования в России, как и во всем мире, повлекли за собой значительные изменения во взглядах на результативность школьного образования. К образованию, в том числе школьному, как никогда ранее стали предъявляться требования практического характера, включающие развитие способности выпускников школы к решению социально и личностно значимых проблем. Этот вид требований получил свое научное оформление в категории метапредметных образовательных результатов. Сегодня метапредметные образовательные результаты как требование к уровню образованности выпускника начальной, основной, средней школы представлены в содержании нового поколения федеральных образовательных стандартов. Определение содержания метапредметных результатов за последние десятилетия сформировалось в отдельную отрасль научного, методического знания. Современные подходы к оценке метапредметных образовательных результатов рассматриваются, как правило, в русле компетентностного подхода, основа которого в самом обобщенном виде предполагает ответ на вопрос: что именно может продемонстрировать обучающийся, освоивший определенный объем содержания образования (базового, дополнительного, самообразования)? Проблема сегодняшнего дня, носящая практический характер, предполагает получение ответа на вопрос: какие метапредметные результаты целесообразно оценивать и каким образом?

В пособии представлены методические материалы по развитию и оценке функциональной грамотности учащихся старших классов. Под функциональной грамотностью обычно понимается способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность является ситуативной характеристикой личности. Проблема функциональной грамотности рассматривается как проблема деятельности человека. Функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, связанным с благосостоянием населения и государства в целом. В современном мире характеристика функциональной грамотности интерпретируется достаточно широко, включает в себя культурную и региональную специфику страны проживания человека. Уровень функциональной грамотности выступает показателем способности человека адаптироваться к условиям микросоциума. Функциональная грамотность определяется как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В этой связи особую актуальность приобретает формирование, развитие и оценка функциональной грамотности выпускников школ, определяющая их готовность к жизни в обществе. Функциональная грамотность как уровень образованности и образовательный результат характеризуется умением решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых в быстроменяющемся мире. Уровень функциональной грамотности как показатель образованности включает «знание правил, норм, инструкций, применение правил в известных ситуациях, обоснование и применение известных правил в новых ситуациях, использование универсальных способов деятельности для решения функциональных проблем в учебных ситуациях, решение функциональных проблем, связанных с реализацией отдельных социальных функций…».

Функциональная грамотность как метапредметный образовательный результат и уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой. Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента, позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями.

Несмотря на свою актуальность, функциональная грамотность не формируется в традиционной школьной практике как целостная система. «…Как правило, общеобразовательные учреждения работают над формированием общеучебных умений и навыков (технологический компонент), но без опоры на субъектный опыт учащихся, что не способствует развитию качеств личности, необходимых современному школьнику для успешного функционирования и адаптации в обществе (личностный компонент)…».

Существуют различные подходы к развитию и оценке функциональной грамотности школьников, наиболее продуктивным из которых, по мнению автора пособия, является разработка, решение и оценка выполнения ситуационных задач. Ситуационная задача представляет собой описание ситуации, которую надо решить, ответив на вопросы, носящие проблемный характер, и(или) выполнив задания, которые демонстрируют действенность знаний. Такие задания могут представлять собой проект, памятку, инструкцию или какой-то другой презентуемый практический результат выполнения задания. Для ситуационных заданий обычно подбираются названия, которые отражают либо основное содержание ситуации, либо проблему, на решение которой ситуация направлена. Ситуационные задачи для учащихся могут выполнять несколько функций: актуализировать развитие отдельных функциональных умений, связанных, например, с освоением социальных ролей (члена семьи, горожанина, потребителя и др.); формировать ключевые компетентности (информационную, коммуникативную). Многие ситуационные задачи предусматривают работу с текстами разных видов (справочными, популярными, научными, художественными), обсуждение и анализ которых развивает «грамотность чтения». Рекомендуется использовать набор взаимосвязанных ситуационных задач, вызывающих интерес, чувство сопереживания. В содержание ситуационных задач, как правило, включаются реальные, типичные современные сюжеты.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Ситуационные задачи осмысляются современными исследователями (О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова) как ресурс повышения качества образования, так как способствуют реализации психологического закона усвоения знаний, согласно которому знания формируются в сознании субъекта учения не до, а в процессе применения их на практике. Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. Такие ситуации могут быть новыми не только для учащихся, но и для учителя. «…В подобных случаях учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся решать проблемы. Характер их взаимоотношений меняется, учитель выступает не как источник верного ответа, а как помогающий взрослый…».

В отечественную практику ситуационные задачи были введены международной программой оценки образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2000 года. Задачи программы PISA предусматривают проверку востребованных в реальных жизненных ситуациях предметных знаний и умений по математическим, гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. В зависимости от содержания заданий в программе PISA оцениваются такие уровни образованности, как «грамотность чтения», «математическая грамотность», «естественно-научная грамотность», межпредметный уровень образованности, обозначенный как «решение проблем».

Начало опыту конструирования ситуационных задач для учащихся общеобразовательных школ в России было положено проектом «Создание в школе системы оценивания метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся» (2001–2003 гг., Британский Совет, Общественный институт развития школы, Санкт-Петербург), в котором принимал участие и автор пособия. Ситуационные задания, разработанные в рамках проекта учителями петербургских школ, предусматривали описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности (образовательной, бытовой, досуговой, коммуникативной).

Новое поколение федеральных образовательных стандартов общего образования ориентирует школу на разработку и применение технологий оценки результатов как учебной (предметной), так и внеучебной деятельности учащихся. Предметом оценивания в новых стандартах становится уровень социализации, степень готовности учащихся к решению разного класса проблем. К существенным смысловым элементам новых образовательных стандартов, к его целям относятся повышение значимости образования, мотивации обучения. Но эти цели останутся недостижимыми, если образование не будет связано с жизнью современных подростков, с их проблемами. Без овладения и учителями и учащимися навыками постановки и решения реальных ситуаций, без привлечения для решения ситуаций имеющегося образовательного опыта, полученного в процессе освоения базового и дополнительного образования, а также опыта неформального образования проблема не будет решена.

В пособии отражены результаты опытно-экспериментальной работы по проектированию ситуационных задач (кейсов), направленных на оценку функциональной грамотности учащихся. В проектировании и апробации задач приняли активное участие общеобразовательные учреждения, участники программ метапредметных олимпиад «Молодые петербуржцы», «Кадеты России», организованных при поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Общественного института развития школы, Фонда поддержки образования, Всероссийского музея А. С. Пушкина, ряда других организаций. Основная цель метапредметных олимпиад – освоение современных технологий повышения качества образования, разработка сценариев общественно-профессиональной экспертизы образовательных результатов, в качестве которых выделены функциональная грамотность, общекультурная и допрофессиональная компетентность учащихся старших классов.

Пособие состоит из методического навигатора, позволяющего эффективно использовать его в управленческой педагогической деятельности, и нескольких блоков ситуационных задач. Методический навигатор содержит описание возможностей использования ситуационных задач. Размещены справочные материалы, необходимые для решения некоторых задач, список учреждений и педагогов-тренеров, принимавших участие в разработке и апробации задач. Методический инструментарий для оценки задач (вопросы и задания, экспертные листы), стилистическая и содержательная доработка задач проведены автором пособия. Консультациионная поддержка в доработке задач была оказана коллегами – участниками программ «Молодые петербуржцы», «Кадеты России» Н. Г. Горбачевой, Т. В. Бойко, Ю. А. Даниловой. Как многолетнему руководителю программы «Молодые петербуржцы», автору хочется отметить учителей-тренеров, чьи задачи практически не требовали доработки: Григоренко Д. Л., гимназия № 513; Белоусову М. А., гимназия № 148 им. Сервантеса (г. С.-Петербург). Особую благодарность автор-составитель пособия выражает Н. Г. Горбачевой, заместителю декана экономического факультета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербургский филиал), под руководством которой студентами была обеспечена многолетняя организационная и тьюторская поддержка программ оценки функциональной грамотности выпускников школ в форме ситуационных задач.

Содержание

Введение    3

Методический навигатор    10

Оценка прикладных функциональных умений    16

Общественная оценка функциональной грамотности выпускников школы в сфере обучения    37

Оценка навыков социального и личностного взаимодействия, развития предметных и метапредметных умений    52

Оценка текстов ситуационных задач различной целевой направленности    81

Ситуационные задачи, разработанные в рамках международного проекта «Создание в школе системы оценивания метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся»    94

Справочные материалы для выполнения заданий    117

Список учреждений и педагогов, принимавших участие в разработке ситуационных задач    137

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос