Физическая культура. 3 класс: система уроков по учебнику А. П. Матвеева. УМК "Перспектива"

Есть на складе
308 руб.
-10%
277,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5159
Авторы-составители Патрикеев А. Ю., Арзуманов С. Г.
Издательство Учитель, 2013
Серия ФГОС. Поурочное планирование
ISBN 978-5-7057-3305-7
Страниц 446
УДК 372.016:796*03
Штрихкод 9785705733057
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 19 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 320 г
В пособии предложены разработки уроков по физической культуре для 3 класса, ориентированные на работу с учебником А. П. Матвеева (М.: Просвещение, 2012), входящим в УМК "Перспектива". В рамках учебных занятий определены планируемые результаты освоения темы и универсальные учебные действия, сформулированы задачи педагога, позволяющие реализовать систему развивающего обучения; обозначены педагогические средства, формы организации взаимодействия на уроке, продуманы практико-ориентированные творческие задания продуктивного уровня.
Предназначено учителям физической культуры, руководителям методических объединений общеобразовательных учреждений; рекомендовано студентам высших и средних педагогических учебных заведений.

Подробное описание

Введение

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, принятие и реализация национального проекта «Наша новая школа», федеральной целевой программы по развитию физической культуры и спорта направлено на значительные преобразования в области преподавания физической культуры в школе: предусмотрены строительство современных многофункциональных школьных комплексов, введение в школах обязательного третьего урока физкультуры, расширение спортивно-оздоровительной работы с детьми в школах, изменения в преподавании предмета «Физическая культура».

Перед учителем физической культуры стоят следующие задачи:

– оздоровительные – создать условия для охраны жизни и укрепления здоровья учащихся, их гармоничного развития; способствовать развитию навыков самоконтроля, умения приспосабливаться к нагрузкам;

– образовательные – способствовать овладению специальными умениями и навыками, развитию основных двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости, координации движений);

воспитательные – формировать потребность в ежедневных самостоятельных физических упражнениях (утренняя зарядка, оздоровительный бег, занятия в спортивных секциях, клубах), соблюдении правил личной гигиены; содействовать воспитанию взаимопомощи.

У детей 9–10 лет продолжается интенсивное физическое развитие, происходит становление двигательных способностей, закладывается фундамент здоровья, формируется интерес к занятиям физической культурой и спортом. В процессе занятий физическими упражнениями у ребенка формируются поло-жительные черты характера – организованность, скромность, отзывчивость, справедливость, ответственность, сила воли, психическое здоровье, чувства собственного достоинства, товарищества, умение работать в коллективе, культура тела и духа, творческое отношение к выполнению заданий, готовность к взаимопомощи, преодолению трудных жизненных ситуаций и способность получать удовлетворение от выполнения физических упражнений.

В этом возрасте быстрыми темпами развиваются гибкость, ловкость, а выносливость и сила находятся пока на низком уровне. Благодаря морфофункциональным особенностям и состоянию центральной нервной системы школьники 9–10 лет более расположены к скоростно-силовым упражнениям и упражнениям на быстроту. Упражнения скоростно-силового характера в этом возрасте оказывают комплексное воздействие и эффективно способствуют развитию выносливости и силы.

Следовательно, перед учащимися младших классов стоят задачи: овладеть определенными физическими качествами, развить свои творческие способности и самостоятельность. Для того чтобы решить обозначенные задачи, необходимы новые современные формы работы, которые должны быть нацелены на содействие развитию интереса ребенка к занятиям физической культурой и создание условий для укрепления здоровья учащихся. Необходимо предложить школьникам такую систему заданий, упражнений, игр, которая позволит раскрыть их способности и даст им возможность самоутвердиться.

Организация учебной деятельности школьников на уроке начинается с постановки цели. Понимание смысла и значения разучиваемых движений способствует проявлению творческой активности школьников, формированию у них стремления к сис-тематическим занятиям физическими упражнениями. Поэтому на уроке необходимо чаще использовать задания, стимулирующие самостоятельность и творческую инициативу учащихся.

С этой целью можно предложить учащимся самостоятельно выбирать способ преодоления препятствий, составлять комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, придумывать упражнения для развития силы, подвижности суставов. Учитель должен внимательно наблюдать за правильностью выполнения учениками отдельных упражнений и заданий в целом и тут же поправлять допускаемые школьниками ошибки, вносить необходимые коррективы.

Учебно-воспитательный процесс должен строиться на принципах педагогики сотрудничества. Для того чтобы у учеников поддерживался интерес к занятиям физической культурой, уроки должны быть эмоциональными, динамичными, содержать в себе игровые и соревновательные элементы. Очень важно, чтобы школьники видели плоды своего учебного труда, осознавали свое продвижение от урока к уроку, утверждение своей личности и совершенствование физических способностей.

Учителю нельзя упускать из виду тех учеников, у которых заметно субъективное ощущение физической неполноценности. Им следует уделять особое внимание. Необходимо в обязательном порядке предусматривать повторение и закрепление в каждом классе наиболее важных видов физических упражнений (подтягивание, техника разных видов легкой атлетики, преодоление препятствий в кроссовом беге, элементы различных спортивных игр).

Таким образом, ключевым звеном управленческой деятельности педагога на уроке является организация самостоятельной работы учащихся, а также активизация на этой основе их мыслительной, познавательной деятельности.

Практика показывает, что при организации урока необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

1. Рациональный выбор методов организации учебного процесса, с акцентом на фронтальную форму организации деятельности учащихся на уроке – на этапах развития и освоения новых упражнений; групповую форму на этапе закрепления и совершенствования двигательных навыков (преимущественно с 45 классов); форму индивидуальных занятий – для успевающих либо отстающих учеников. В течение 40–45 минут урока возможно многократное варьирование форм организации и способов выполнения учебных заданий.

2. Выбор способов (вариантов) выполнения учащимися упражнений зависит от сложности предстоящего задания, поставленной задачи, интенсивности действий и возможностей суммарной физической нагрузки, условий работы (количество снарядов, их пропускная способность, температура воздуха, состояние занимающихся и др.). Следует продумать варианты построений, перестроений учеников, использования снарядов. Например, при разучивании прыжков со скакалкой класс можно разделить на две группы: одна группа выполняет задание, вторая, отдыхая, наблюдает, контролирует и оценивает выполнение. Практика подтвердила высокую продуктивность уроков при организации учебной деятельности в парах, тройках, отделениях (группах из 4–5 человек) – одни выполняют задания, другие оказывают взаимопомощь, страхуют, корректируют работу своих товарищей.

3. Современная подготовка спортивного зала (площадки), рабочих мест, инвентаря и рациональное использование оборудования и снарядов в ходе урока. Необходимо иметь варианты разметок зала, площадки, традиционных мест хранения и установки снарядов, применять самые экономичные в плане времени способы раздачи и сбора мелкого инвентаря.

4. Оптимальное количество попыток, необходимые дозировки и темп выполнения упражнений, регламентируемых учителем на основе следующего принципа: лучше дать меньшее количество учебных заданий, но добиться качественного освоения каждого из них, обеспечив необходимую дозировку, осознание важности выполняемых упражнений. Это условие важно для соблюдения рекомендуемых режимов работы и дозировки нагрузки в плане направленного развития двигательных качеств. Например, в вводной части урока под музыкальное сопровождение выполняются ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, развод по местам занятий (в конце предыдущего урока учащиеся получают домашнее задание: подготовить 34 упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног). Проводят общеукрепляющие упражнения сами ученики, правильно используя терминологию, грамотно меняя дозировку. Такая форма проведения вводной части урока позволяет следить за выполнением упражнений всем классом, давать методические указания и необходимые комментарии (с какой целью следует выполнять данное упражнение, какие мышцы при этом участвуют, что развивается). Во время занятия контролируется нагрузка всех учащихся, для чего 3–4 раза за урок дети подсчитывают частоту своих сердечных сокращений (ЧСС).

Во время проведения разминочного бега ученики нередко нарушают технику выполнения (бег на согнутых ногах, с пятки, спина согнута, бег с высоко поднятой головой и др.). Во избежание ошибок до начала бега учитель объясняет школьникам, из чего складывается правильная техника выполнения (спина прямая, плечи расправлены, взгляд вперед вниз, руки согнуты в локтях, бежать с передней части стопы, как бы наступая сверху на линию на слегка согнутых ногах). За правильное выполнение бега даются поощрительные очки (ученики, набравшие три очка, получают отметку «5»). После объяснения начинается бег по заданию учителя.

Сначала учащимся дается по одному очку (выборочно, можно это очко давать большинству учеников). Данное очко каждому ученику объявляется учителем громко и четко. Если среди всех бегущих дисциплина и порядок (нет нарушителей), учитель объявляет, что классу дается очко (у большинства учащихся уже по два очка). После этого он более внимательно просматривает, кому же из бегущих дать третье решающее очко; как правило, на каждом уроке набирается 6–8 таких учащихся. По окончании бега дается команда «Шагом марш!».

Лучшие учащиеся (набравшие три очка) показывают правильность бега, а остальные оценивают бегущих (учитель по ходу бега поясняет, за что данные ученики получили три поощрительных очка), в конце урока отметка выставляется в журнал.

После окончания медленного бега учащимся предлагаются серии упражнений на развитие основных групп мышц и суставов. Продолжительность их проведения зависит от содержания и характера предстоящей деятельности, места проведения урока, а значит и от температуры воздуха, одежды занимающихся. Достаточной степенью разогревания считается появление испарины, но без признаков утомления. Традиционный комплекс общеразвивающих упражнений должен быть связан с содержанием основной части урока, иметь четкую физиологическую установку. Для этого необходимо заранее планировать на каждый урок комплексы общеразвивающих упражнений с различным целевым назначением (накопление двигательного опыта, развитие физических качеств, формирование правильной осанки). Определенная часть упражнений (наклоны, круговые движения руками и туловищем, приседания) используется систематически независимо от возраста учащихся, поскольку она имеет многоцелевую направленность. Тем самым решаются задачи разносторонней физической подготовки, воспитания школы движений, развития подвижности суставов, скоростно-силовых качеств.

Очередность проработки мышц зависит от структуры основных упражнений. Рекомендуется начинать с тех мышц, на которые не будет падать основная нагрузка. Например, для подготовки к бегу применяется последовательность сверху вниз (23 серии). Затем следуют упражнения на улучшение подвижности суставов, на которые будет падать нагрузка в предстоящих двигательных действиях. Амплитуда движений должна быть достаточно широкой (постепенно до максимальной). Нагрузку следует наращивать постепенно, не применяя сразу максимальных усилий и большой дозировки, учитывая физическую подготовленность детей; остальные упражнения желательно дифференцировать.

В качестве специальных применяются те упражнения, которые позволяют настроить организм учащихся на соответствующий режим работы.

При фронтальной организации урока все дети выполняют одни и те же упражнения.

При групповой организации задача несколько усложняется, так как специальные упражнения выполняются уже по отделениям. Дефицит времени обязывает ограничивать количество этих упражнений.

Помимо общепринятой (традиционной) формы разминки можно использовать игровой и соревновательный методы. Например, можно предложить учащимся упражнения на полосе препятствий (в зале или на улице), эстафетный бег в командах, самостоятельную (творческую) работу в гимнастическом городке.

С целью накопления двигательного опыта следует использовать не только традиционные упражнения без предметов, но и упражнения в парах, с предметами гимнастическими палками, скакалками, обручами; упражнения на гимнастической стенке, танцевальные упражнения, элементы ритмической гимнастики.

Следует отметить, что все объяснения на уроке должны занимать как можно меньше времени. В разминке необходимо сочетать объяснение с показом, называя положение рук, ног, само упражнение одновременно с его выполнением. В разминке упражнения делаются без перерыва.

В каждой школе приход детей на урок может быть организован по-разному. Если учитель сам забирает учеников из класса и ведет в спортивный зал, то с ними он здоровается еще в классе. Если школьников приводит другой учитель или они приходят самостоятельно, то после выполнения организующих строевых команд следует поприветствовать друг друга.

Необходимо напоминать ученикам о том, что потеря времени в ходе занятия будет сказываться на продолжительности их игры, поэтому все необходимо выполнять правильно и четко.

Некоторые уроки посвящены теории. Вести объяснение можно во время бега (или до бега, пока ученики стоят в одну шеренгу), а затем продолжить во время дыхательных упражнений или остановив и перестроив учеников.

Во время урока следует обращать внимание учеников на правильную осанку и расслабление мышц после каждого трудного упражнения.

Некоторые уроки необходимо проводить на улице; но погода непредсказуема, поэтому можно варьировать проведение уроков на улице и в зале (с учетом климатических условий). Не следует откладывать тестовые уроки: желательно иметь в запасе несколько уроков, чтобы успеть протестировать всех учеников и не зависеть от капризов погоды.

Большого внимания требует от преподавателя физической культуры выставление отметки, ведь получение отметки для учащихся начальных классов имеет важное психологическое значение, так как в этом возрасте для них это оценка работы на уроке, высшая похвала (особенно если ученик получает отметку «5») со стороны учителя. Тем самым ребенок утверждает себя в глазах одноклассников как личность («Я это могу!»), а придя домой, он обязательно расскажет об этом родителям и будет стараться выполнять задания учителя только на «отлично».

В основном деятельность учителя ориентирована на сред-него ученика, поэтому надо обращать особое внимание на учащихся, которые не могут справиться с заданиями для всех. Именно этим детям необходима поддержка и помощь со стороны учителя (делать это надо незаметно, осторожно, чтобы не ранить психику ребенка). Это может быть похвала, ласковое слово, поощрение («Молодец, у тебя уже это получается!»), также можно попросить учащегося показать упражнение перед всем классом. Прежде чем выставлять отметку тому или иному ученику (классу) необходимо всегда помнить о разном уровне подготовки детей и подходить к оценке каждого ученика дифференцированно.

Единого критерия выставления отметки по физкультуре (где есть количественные показатели) не может быть. Есть усредненные нормативы по отдельным видам школьной программы. Самым справедливым мерилом при выставлении отметки является прирост результатов (относительно начального результата), так как это побуждает учеников заниматься физическими упражнениями дополнительно, что способствует укреплению их здоровья в целом и приобщает уже в младшем возрасте к ежедневным физическим упражнениям.

Одна из задач учителя физкультуры в начальных классах – научить детей правильному выполнению физических движений, то есть технике упражнений. Нередко возникает вопрос: как оценивать результаты работы школьников, когда количественные показатели отсутствуют (упражнения легкой атлетики, акробатики, спортивных игр, полосы препятствий и др.)? При приеме нормативов по этим видам упражнений оценивается правильность выполнения. Каждому ученику дается три попытки, и по результатам набранных баллов ему выставляется соответствующая отметка. В легкой атлетике (аналогично) сначала принимают прыжки в длину и высоту, метание мяча на правильность (три попытки) и выставляют отметку за технику выполнения упражнения, и лишь после этого учащиеся сдают эти виды на результат. Поэтому в тех видах программы, где есть количественные показатели, каждый ученик получает две отметки в одном виде за правильность выполнения упражнения и за показанный результат (с учетом прироста результатов).

Текущие отметки учащихся могут получать индивидуально на каждом уроке: за правильные ответы на вопросы из раздела «Знания о физической культуре», выполнение (на уроке) комплекса утренней зарядки, правильный бег в разминке (набрав 3 очка), работу на станции при выполнении заданий круговой тренировки и др.

Важным остается вопрос о соблюдении правил безопасности при занятиях физическими упражнениями.

Содержание

Введение    3

I  четверть    21

Урок 1. Тема: Правила безопасности на уроках физической культуры. Значение разминки    21

Урок 2. Тема: Тестирование бега на 30 метров с высокого старта    25

Урок 3. Тема: Перекаты, кувырок вперед    29

Урок 4. Тема: Тестирование челночного бега 3 ґ 10 м с высокого старта    34

Урок 5. Тема: Правила и особенности игры в футбол    36

Урок 6. Тема: Кувырок вперед    44

Урок 7. Тема: Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений    46

Урок 8. Тема: Тестирование метания мешочка на даль-ность    50

Урок 9. Тема: Усложненный кувырок вперед    54

Урок 10. Тема: Строевые упражнения. Элементы фигурной маршировки: передвижение «змейкой», «противоходом», «по диагонали»    58

Урок 11. Тема: Прыжок в длину с прямого разбега    62

Урок 12. Тема: Игровые упражнения с кувырками    69

Урок 13. Тема: Элементы футбола в подвижных играх    71

Урок 14. Тема: Тестирование прыжка в длину с места    74

Урок 15. Тема: Кувырок назад    78

Урок 16. Тема: Тестирование подъема туловища из положения лежа на спине за 30 секунд    81

Урок 17. Тема: Тестирование наклона вперед из положения стоя    85

Урок 18 (см. урок 15). Тема: Кувырок назад    90

Урок 19. Тема: Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись    91

Урок 20. Тема: Тестирование броска мяча в горизонтальную цель    93

Урок 21. Тема: Акробатические элементы    97

Урок 22. Тема: Тестирование виса и проверка волевых качеств    103

Урок 23. Тема: Подвижная игра с мячом «Перестрелка»    105

Урок 24 (см. урок 21). Тема: Акробатические элементы    109

Урок 25. Тема: Искусство владения мячом    110

Урок 26. Тема: Подвижная игра «Подвижная цель»    113

Урок 27. Тема: Лазанье по гимнастической стенке (резервный)    116

II четверть    121

Урок 28 (1). Тема: Строевые упражнения    121

Урок 29 (2). Тема: Развитие физической культуры у народов Древней Руси    126

Урок 30 (3). Тема: Лазанье по гимнастической стенке спиной к опоре    128

Урок 31 (4). Тема: Разновидности физических упражнений: общеразвивающие (ОРУ), подводящие, подготовитель-ные и соревновательные    130

Урок 32 (5). Тема: Кувырок вперед с трех шагов и с разбега    138

Урок 33 (6). Тема: Упражнения на кольцах    140

Урок 34 (7). Тема: Кувырок назад    143

Урок 35 (8). Тема: Передвижение и повороты на гимнастическом бревне или перевернутой гимнастической скамейке    147

Урок 36 (9) (см. урок 33). Тема: Вис прогнувшись на кольцах    151

Урок 37 (10). Тема: Закаливание организма (принятие водных процедур: обливание, душ)    152

Урок 38 (11). Тема: Лазанье по канату в три приема    156

Урок 39 (12). Тема: Переворот вперед и назад на кольцах    160

Урок 40 (13). Тема: Лазанье по канату в два приема    164

Урок 41 (14). Тема: Подвижная игра «Горячая линия»    168

Урок 42 (15). Тема: Выкрут на кольцах    170

Урок 43 (16). Тема: Прыжки со скакалкой и в скакалку    172

Урок 44 (17). Тема: Прыжки в высоту с прямого разбега согнув ноги    176

Урок 45 (18). Тема: Выкрут на кольцах    179

Урок 46 (19). Тема: Подвижная игра с лазаньем «Белки в лесу»    183

Урок 47 (20). Тема: Подвижные игры    186

Урок 48 (21). Тема: Махи на кольцах    188

III четверть    191

Урок 49 (1). Тема: Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом без палок    193

Урок 50 (2). Тема: Передвижения на лыжах с палками ступающим и скользящим шагом    196

Урок 51 (3). Тема: Махи на кольцах    198

Урок 52 (4). Тема: Попеременный двухшажный ход на лыжах с палками    202

Урок 53 (5). Тема: Одновременный одношажный ход на лыжах с палками    205

Урок 54 (6). Тема: Вращение обруча    207

Урок 55 (7). Тема: Одновременный двухшажный ход на лыжах с палками    210

Урок 56 (8). Тема: Чередование шага и хода во время прохождения дистанции на лыжах    213

Урок 57 (9). Тема: Лазанье по канату в три приема    216

Урок 58 (10). Тема: Подъемы и спуски на лыжах с палками    220

Урок 59 (11). Тема: Техника торможения и поворотов на лыжах    223

Урок 60 (12) (см. урок 57). Тема: Лазанье по канату в два приема    226

Урок 61 (13) (см. урок 59). Тема: Подвижная игра на лыжах «Прокатись через ворота»    228

Урок 62 (14). Тема: Подвижная игра на лыжах «Подними предмет»    230

Урок 63 (15). Тема: Упражнения со скакалками    233

Урок 64 (16). Тема: Спуск со склона «змейкой» на лыжах с палками    238

Урок 65 (17). Тема: Прохождение дистанции 1000 метров  на лыжах на время    241

Урок 66 (18) (см. урок 63). Тема: Прыжки в скакалку    244

Урок 67 (19). Тема: Вхождение в воду,  передвижения в воде    246

Урок 68 (20). Тема: Передвижения по дну бассейна: ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук    251

Урок 69 (21) (см. урок 63). Тема: Прыжки в скакалку в тройках    253

Урок 70 (22). Тема: Игровое упражнение «Поплавок»    255

Урок 71 (23). Тема: Игровое упражнение «Медуза»    258

Урок 72 (24). Тема: Прыжки в скакалку в тройках    260

Урок 73 (25). Тема: Игровое упражнение «Звезда»    263

Урок 74 (26). Тема: Игровое упражнение «Стрела»    267

Урок 75 (27). Тема: Стойка на голове    270

Урок 76 (28). Тема: Движения руками и ногами при плавании кролем    274

Урок 77 (29). Тема: Согласованные движения рук и дыхания при плавании кролем    278

Урок 78 (30). Тема: Стойка на руках    280

IV четверть    283

Урок 79 (1). Тема: Скольжение на груди с последующим включением ног, рук и дыхания (элементы плавания кролем)    283

Урок 80 (2). Тема: Плавание кролем    286

Урок 81 (3). Тема: Стойка на голове и руках    288

Урок 82 (4). Тема: Техника приема мяча снизу и передачи мяча сверху двумя руками    293

Урок 83 (5). Тема: Правила игры в волейбол    302

Урок 84 (6) (см. урок 81). Тема: Повторение акробатических элементов    304

Урок 85 (7). Тема: Подвижная игра «Пионербол» (усложненный вариант)    305

Урок 86 (8). Тема: Ведение мяча «змейкой» правой и левой руками    309

Урок 87 (9). Тема: Упражнения на уравновешивание предметов    313

Урок 88 (10). Тема: Тестирование броска мяча в горизонтальную цель и прыжка в длину с места    318

Урок 89 (11). Тема: Тестирование виса на время    322

Урок 90 (12) (см. урок 87). Тема: Упражнения на уравновешивание предметов    326

Урок 91 (13). Тема: Тестирование наклона вперед из положения стоя и подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись    327

Урок 92 (14). Тема: Тестирование поднимания туловища из положения лежа за 30 секунд    331

Урок 93 (15). Тема: Круговая тренировка    333

Урок 94 (16). Тема: Тестирование бега на 30 метров с высокого старта    338

Урок 95 (17). Тема: Тестирование челночного бега 3 ґ 10 м  с высокого старта    341

Урок 96 (18) (см. урок 93). Тема: Круговая тренировка    343

Урок 97 (19). Тема: Тестирование метания мешочка на дальность    344

Урок 98 (20). Тема: Строевые упражнения    347

Урок 99 (21). Тема: Круговая тренировка    350

Урок 100 (22). Тема: Бег на 1000 метров на время    353

Урок 101 (23). Тема: Эстафета с передачей эстафетной палочки    357

Урок 102 (24). Тема: Круговая тренировка    359

Приложения    361

Приложение 1. Система уроков, замещающих занятия в бассейне    361

Приложение 2. Тестирование уровня физического развития учащихся    388

Приложение 3. Подвижные игры    403

Приложение 4. Комплексы общеразвивающих упражнений    437

Литература    439

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.