Специальный педагог дошкольного учреждения. Нормативные документы. Программы адаптации, коррекции и развития

Снято с продажи
Код 904
Авторы-составители Наумов А. А. и др.
Издательство Учитель, 2015
Серия Методическая работа в ДОУ
ISBN 978-5-7057-3125-1, 978-5-7057-3912-7
Страниц 351
УДК 373.2
Штрихкод 9785705731251, 9785705739127
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 15 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 235 г
В соответствии с требованиями ФГОС коррекционная работа в образовательном учреждении направлена на достижение каждым ребенком максимально возможного уровня личностного развития, образования, жизненной компетенции, интеграции в социум.
В пособии представлены нормативные документы, регламентирующие деятельность специалистов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья; программы развития детей со сложной структурой дефекта; опыт работы по социальной адаптации детей с проблемами в интеллектуальном развитии; диагностический комплекс, рекомендации
и материалы к занятиям.
Предназначено специалистам, работающим с особыми детьми в образовательных дошкольных учреждениях и детских домах.

Подробное описание

Введение

Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий развития всем категориям обучающихся. В последние десятилетия в большинстве стран мира, и наша страна не является исключением, увеличивается число детей, испытывающих различного рода трудности в усвоении воспитательно-образовательных задач.

На пороге XXI века отмечены изменения в психологии современного человека в целом, среди отрицательных тенденций особое беспокойство психологов вызывают: отчуждение родителей от детей, изменение ролевых функций в семье, нестабильность семьи и т. п. Сегодня актуален вопрос социальной экологии детства, охватывающий целый перечень проблем:

хронические заболевания у детей и их рост;

сексуальное воспитание в семье, сексуальная культура в це-лом в настоящее время крайне низки;

рост противоправных и преступных действий со стороны детей и подростков (количество преступлений, совершаемых подростками по РФ, увеличилось более чем на 50 %);

социальное сиротство.

К наиболее незащищенным группам детей, которые нуждаются в особом внимании со стороны государства и социальных служб, сегодня относятся:

дети, лишенные семьи, попечения родителей;

дети с нарушениями психофизического развития и дети-ин-валиды;

дети из малообеспеченных семей;

одаренные дети (социальная судьба этих детей);

социально девиантные дети (или дети с девиантным поведением);

дети, страдающие алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией.

Основные направления деятельности по решению перечисленных проблем:

– создание образовательной системы, которая давала бы равные возможности в развитии всем детям без исключения, не только на бумаге, но и в реальной жизни;

– раннее выявление сложных нарушений развития, своевременные реабилитационные мероприятия и коррекционная помощь, предполагающая комплексную медико-психолого-педаго-гическую помощь детям;

– участие социально-педагогических служб различных уровней и вариантов в решении проблем комплексной реабилитации. Это могут быть специальные социально-педагогические центры и организации муниципального, краевого или регионального уровней; в виде одного из функциональных звеньев в специальном учреждении.

В пособии представлены постановления Правительства Российской Федерации, приказы и письма Минобразования России, регламентирующие деятельность специалистов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования. Кроме того, представлен опыт работы педагогов по интегрированному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в г. Белгороде, который изложен в приказах и рекомендациях Управления образования администрации и в документах образовательных учреждений города, а также опыт коррекционной работы в образовательных учреждениях Волгограда и Перми.

Надеемся, что представленные практические материалы и до-кументы помогут работникам органов управления образованием и специалистам, непосредственно работающим с особыми детьми, в организации интегрированного обучения в условиях массовых образовательных учреждений.

Содержание

Введение    3

Нормативные документы    5

Организация в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья    5

Интегрированное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.    9

Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи    19

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27/901-6).    28

Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации    37

Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года    42

Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования (Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4).    54

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в ус-ловиях модернизации образования (Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16).    58

Примерное положение о консультативном пункте в МДОУ    66

Примерное положение о логопедическом пункте при муниципальном дошкольном образовательном учреждении    69

Примерное положение о логопедической группе муниципального дошкольного образовательного учреждения    77

Примерное положение о смешанной группе, реализующей интегрированное воспитание  и образование детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении – детском саду комбини-рованного вида    85

Е. Ю. Журавлева. Особенности развития детей с ограничен-ными возможностями здоровья    95

Проблемы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья    100

Психолого-педагогическая характеристика детей с сочетанными нарушениями    119

Современное понимание сущности сложного нарушения развития    134

А. А. Наумов, Т. Э. Токаева,  В. Р. Соколова. Программа воспитания и обучения детей с сочетанными нарушениями    147

Пояснительная записка    147

Содержание программы    156

А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. Раздел 1. Адаптивное физическое воспитание    156

Л. В. Дударева. Раздел 2. Сенсорное воспитание    171

А. А. Наумов. Раздел 3. Развитие  социально-бытовых навыков    183

И. Н. Чернышева. Раздел 4. Ознакомление с окружающим    202

Н. А. Береснева. Раздел 5. Развитие речи    213

М. Г. Емалеева. Раздел 6. Предметно-практическая деятельность и игра    229

Ф. А. Садыкова. Раздел 7. Изобразительная деятельность    237

Приложения    247

Литература    260

И. А. Шевцова. Социальная адаптация детей с проблемами в развитии    262

Н. М. Елфимова. Познавательное развитие умственно отсталых детей в условиях специального детского сада    277

Фронтальное занятие «Новые приключения Буратино» (4-й год обучения)    282

Л. В. Гришаева. Индивидуальное занятие-игра с природным материалом «Прогулка мышонка Пика» (группа «Особый ребенок»)    286

Н. А. Кузнецова. Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта    288

Д. Ю. Королева, Т. Л. Филатова. Особенности логопедической работы в детском саду компенсирующего вида для детей с проб-лемами в интеллектуальном развитии    295

Литература    310

С. И. Токарева. Развитие речи детей-логопатов на основе пальчикового тренинга    310

Литература    327

Н. А. Кочетова. Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи дошкольников (педагогический семинар-практикум)    328

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.