Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт

Снято с продажи
Код 4551
Издательство Учитель, 2013
ISBN 978-5-7057-3031-5
Страниц 147
УДК 371
Штрихкод 9785705730315
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 105 г
Пособие знакомит с особенностями процесса интеграции и инклюзии в образовательную среду детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раскрываются основные подходы к работе с разными категориями детей, опыт внедрения наиболее эффективных методов и приемов своевременной диагностики, коррекционного обучения, особой культуры поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Пособие адресовано руководителям и педагогам специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений, методистам, занимающимся проблемами инклюзивного образования, студентам педагогических вузов и колледжей, а также родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подробное описание

Введение

Как известно, в 2008 г. Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая уже вскоре обретет статус российского закона. Согласно этому закону всем лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется юридическое право учиться в массовых общеобразовательных учреждениях. В связи с этим возникает существенная потребность в поиске и разработке непосредственных механизмов реализации интегрированного и инклюзивного образования (ИО) для данной категории. Данное направление весьма популярно в зарубежной практике специального образования. Следует отметить, что в Рос-сии рядом отечественных ученых неоднократно поднимался вопрос о возможности интеграции и инклюзии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Разработаны теоретические модели интегрированного и инклюзивного образования для детей с некоторыми нозологиями, проведен ряд диссертационных исследований, однако на сегодняшний день они не нашли широкого применения в практике образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим можно выделить причины, по которым подобные нововведения не вызывают особого энтузиазма у руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений: несовершенство нормативно-правовой базы и трудности в организации и учебно-методическом сопровождении такого образовательного процесса; проблемы во взаимоотношениях здоровых детей и детей с нарушениями в развитии, неоднозначная реакция родителей здоровых детей; тревога руководителей и педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по поводу того, не приведет ли такое внедрение инклюзивного образования к сокращению количества данных учреждений и росту безработицы среди представителей специального образования. Однако, по мнению министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко, «...инклюзивное образование предполагает обучение детей как в обычных образовательных учреждениях, так и сохранение сети коррекционных школ и интернатов» (РИА «Новости»). Такой же точки зрения придерживается и директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования академик Н. Н. Малофеев. Он считает, что подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, которые сегодня обучаются в специальных школах, могут и должны интегрироваться в общеобразовательные учреждения. Но на их место в хорошие спецшколы должны прийти те, которые раньше считались необучаемыми, тяжелыми детьми. Им будут нужны другие учебники и программы, другого уровня учителя. А плохие спецшколы должны быть расформированы. Надо строить практику инклюзии, постепенно ее расширяя. Не нужно начинать с разрушения системы спецучреждений, которая в России себя оправдала (www.rain.ru).

Вызывает неподдельную тревогу и то, что зачастую процессы интеграции и инклюзии рассматриваются как средство экономии бюджетных средств. Но, по мнению ряда российских и зарубежных исследователей, подобное образование является более затратным, так как требует специального обучения и переобучения педагогов, создания в образовательном учреждении коррекционно-развивающей и реабилитационной среды, введения в штат дополнительных специалистов.

Между тем в некоторых городах России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Петергоф, Псков, Ухта, Заречный, на протяжении ряда лет в отдельных школах проводится интегративное и инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Подобный бесценный опыт имеется также и в некоторых образовательных учреждениях города Перми.

Так, в специальной коррекционной школе № 152 уже в течение нескольких лет проводится успешно интегративное и инклюзивное обучение детей с различными нозологиями. Опыт организации педагогического процесса, наработанный в данном образовательном учреждении, бесспорно, будет актуален в свете современных тенденций развития системы специального образования в России.

В пособии рассматривается один из главных вопросов специального образования, а именно: в чем отличие понятий «интеграция» и «инклюзия», некоторые аспекты содержания и организации педагогического процесса в условиях инклюзивного и интегрированного образовательного учреждения, опыт педагогов-практиков образовательных учреждений г. Перми, модель внедрения инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.

Опыт авторов пособия показывает, каким образом может реализовываться инклюзивное образование в практической деятельности. Представляя свою модель, они надеются привлечь к широкому обсуждению проблем инклюзии прежде всего учителей-практиков, организаторов образования, а также студентов педагогических вузов.

Содержание

Введение    3

Интеграция и инклюзия в образовании: теоретические аспекты    5

Нормативно-правовые основы инклюзивного  и интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья    14

Что такое интегрированная школа?    34

Что такое инклюзивная школа?    45

Модель внедрения инклюзивного обучения в общеобразовательной школе    58

Общие положения    58

Организация и содержание образовательного процесса в классе инклюзивного обучения    62

Опыт работы по внедрению инклюзивного образования в специальной (коррекционной) школе для детей с ограниченными возможностями здоровья    80

Особенности оценивания учебных достижений в условиях инклюзивного обучения    91

Заключение    92

Приложения    94

Приложение 1. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)    94

Концепция интегрированного обучения лиц  с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)    95

Приложение 2. Примерные варианты стартовых (входных) контрольных работ    103

Приложение 3. Примерные варианты контрольных работ промежуточного этапа диагностики    111

Приложение 4. Анализ контрольных работ    116

Приложение 5. Карта  развития ребенка  с ограниченными возможностями здоровья    121


Литература    140

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос