Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки

Есть на складе
210 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1143
Авторы Степанчук Н. А.
Издательство Учитель, 2011
Серия Методическая работа в школе
ISBN 978-5-7057-2093-4
Страниц 295
УДК 371.3
Штрихкод 9785705720934
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 13 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 206 г
Пособие знакомит читателя с основными аспектами, моделями и принципами, на основе которых может быть выстроена система экологического образования в школе. Даны рекомендации по его организации, обобщен опыт работы учителя, выраженный в конспектах наиболее удачных, показательных уроков, которые были представлены на различных конкурсах, семинарах, практикумах и получили высокую оценку коллег.
Пособие предназначено руководителям методических объединений и кафедр учителей биологии, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, педагогам.

Подробное описание

Введение

В последнее время все большее внимание уделяется вопросу экологической подготовки населения на различных этапах образовательного процесса. Принимаются законы, подзаконные акты, положения, формируются проблемные советы, центры, лаборатории и пр. Создается впечатление, что экологическое образование в нашей стране является действительно приоритетным, как об этом сказано в ряде документов.

Практика же показывает обратное. Об экологии вроде бы имеют представление все. Однако на самом деле экологически грамотных людей не так много. Более 80 % опрошенных на вопрос, что такое экология, отвечают, что это охрана природы, сохранение биоразнообразия, формирование навыков здорового образа жизни, поддержание чистоты на планете. На вопрос: «Представьте: если из экосистемы удалить мух, что с ней произойдет?» – большая часть опрошенных не дает вразумительного ответа, по большей части считая, что было бы только хорошо, если бы исчезли наконец назойливые насекомые.

Подобные ответы свидетельствуют о крайне низком понимании сущности экологии как современной развивающейся науки, о критически низком уровне экологической культуры населения.  

В этой связи необходимо модернизировать экологическое образование таким образом, чтобы оно соответствовало социальным запросам общества и давало возможность осознать истинную ценность экологических знаний, их перспективу и неизбежную необходимость на пути к устойчивому развитию.

Под экологическим образованием понимается НЕПРЕРЫВНЫЙ процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью.

Данное пособие знакомит учителя с основными аспектами экологического образования. Книга является обобщением многолетней работы автора и учителей школ Волгоградской области.

Пособие состоит из трех частей. В первой части рассмотрены наиболее сложные и важные теоретические вопросы экологического образования, даны рекомендации по его организации. Вторая часть содержит авторскую программу, пояснительную записку к ней и урочно-тематическое планирование. Третья часть отражает методический опыт учителя, выраженный в конспектах наиболее удачных, показательных уроков, которые были представлены на различных конкурсах, семинарах, практикумах и получили высокую оценку коллег.

Автор выражает благодарность рецензентам данного пособия: кандидату педагогических наук, доценту кафедры ботаники и методики преподавания биологии ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет» Л. В. Романенко, кандидату педагогических наук, доценту кафедры педагогики ГОУ ВПО «ВГПУ» А. М. Байбакову, методисту ВГАПК РО
Г. А. Фадеевой за ценные замечания и помощь на всех этапах подготовки пособия, комитету по образованию Калачевского района Волгоградской области за широкое внедрение авторской программы в школах района, директору МОУ «Среднецари-цынская основная общеобразовательная школа» С. Б. Бойко за организационную и творческую поддержку, всем учителям, принявшим на вооружение авторскую программу, которые своим опытом способствовали ее совершенствованию, студентам естественно-географического факультета ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет» А. В. Бла-жиевскому и А. А. Лещенко за прекрасно выполненные оригинальные рисунки и авторские стихотворения, использованные при проведении уроков, и всем своим учителям.

Содержание

Введение    3

Часть 1. Экологическое образование. От теории к практике    6

1.1. Несколько слов об экологической компетенции    6

1.2. Цели и задачи школьного экологического образования    9

1.3. Программно-методическое обеспечение курса «Экология»    9

1.4. Модели экологического образования    31

1.5. Принципы построения экологического образования    36

1.6. О формах организации экологического образования    42

1.7. Урок экологии. Взгляд учителя    49

1.8. Внеклассная работа по экологии    61

1.9. Исследовательская деятельность учеников  в системе экологического образования    69

Часть 2. Авторская программа по экологическому образованию в основном и среднем звене общеобразовательной школы    80

Содержание программы    83

Рекомендации для аттестации учащихся по курсу    94

Пояснительная записка  к урочно-тематическому планированию по экологическому образованию в основной школе    150

Часть 3. Урок экологии. Опыт учителя    170

3.1. Состав почвы. ЛПЗ. (5 кл.)    170

3.2. Свет и тепло в жизни растений. Урок-обобщение (6 кл.)    173

3.3. Почва и воздух в жизни растений. Урок-обобщение (6 кл.)    177

3.4. Распространение плодов и семян животными. Урок с элементами моделирования  с использованием живых объектов.
(6 кл.)    180

3.5. Экологические группы птиц. Урок – виртуальная экскурсия (7 кл.)    184

3.6. Адаптации рыб к среде обитания. ЛПЗ (7 кл.)    192

3.7. Оценка качества продуктов питания. Блочно-модульная технология (8 кл.)    199

3.8. Статистический анализ материалов экологических исследований. Интегрированный урок (экология – математика) (9 кл.)    206

3.9. Экологическая сукцессия. Урок моделирования (9 кл.)    216

Приложения к уроку 3.9    221

3.10. Агроэкосистемы. Урок-лекция (9 кл.)    230

3.11. Охрана природы. Урок-семинар (9 кл.)    241

3.12. Жизненные формы животных. Урок изучения нового материала (10 кл.)    263

3.13. Многообразие животного мира водоема. Театрализованный урок (окружающий мир – экология) (4 кл.)    270

3.14. Вода. Кругом вода. Комбинированный урок (природоведение – экология – ОБЖ) (5 кл.)    275

3.15. Цветок для насекомого. Педагогическая мастерская (6 кл.)    282

3.16. Папоротники, хвощи, плауны. Урок изучения нового материала с элементами моделирования (6 кл.)    285

Приложения к уроку 3.16    288

Литература    289

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос