Керамическая скульптура и пластика. 5-7 классы: программа, планирование, материалы к занятиям

Снято с продажи
Код 2444
Авторы-составители Лобанова В. А.
Издательство Учитель, 2014
Серия Дополнительное образование
ISBN 978-5-7057-2486-4
Страниц 149
УДК 738
Штрихкод 9785705724864
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 106 г
Художественная керамика получает в последнее время широкое распространение. Керамисты, образно говоря, "шьют" из глины всевозможные изделия, начиная от простейших предметов до сложных скульптурных композиций.
В пособии представлены программа внеурочной деятельности, планирование и материалы к занятиям керамической скульптурой и пластикой в детской художественной студии, позволяющие педагогу построить дополнительную образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Основная цель занятий - помочь детям 10-14 лет овладеть навыками и приемами выполнения керамических изделий, формовки из глиняного пласта, развить пространственное мышление, усвоить принципы формообразования. Практические задания содержат визуальное поэтапное описание работы, при соблюдении которого изделие может быть выполнено в лучшем виде.
Предназначено педагогам дополнительного образования.

Подробное описание

Пояснительная записка

Глина сопутствует человеческой цивилизации от самого зарождения и по сегодняшний день, и умение изготавливать изделия из неё ценились во все времена. Когда-то это было жизненно необходимо, а теперь изделия гончаров и художников-керамистов доставляют людям эстетическое наслаждение.

Пластовая керамика получает в последнее время широкое распространение. Керамисты, образно говоря, «шьют» из глины всевозможные изделия, начиная от простейших предметов до сложных скульптурных композиций. Подкладывая при раскатке глины на стол различные фактурные ткани, можно получить глиняные лоскуты уже с нужным рисунком. Сейчас такой способ глиняного «шитья» называют текстилькерамикой.

Техника пластовой керамики предоставляет возможность каждому ребенку и взрослому выполнить красивую работу без особой предварительной подготовки. Изделия выполняются довольно быстро и легко.

Скульптура – один из самых древних видов искусства. Различные формы ее существовали у всех народов мира издавна. Выразительность скульптуры достигается с помощью постро-
ения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений.

В природе существуют всего две видимые вещи – это линия и цвет (или тон). Надо заметить, что природа оказалась очень скупа на средства выражения. Скульптор тоже ограничен в изобразительных средствах – он создает форму, которая включает в себя линию и объем.

Среди учебных дисциплин, преподаваемых в художественных школах, скульптура – предмет, в наибольшей степени способствующий развитию пространственного мышления, трехмерного восприятия объёмной формы, и единственный предмет,
при изучении которого учащиеся имеют возможность посредством тактильных ощущений понять основные принципы формообразования.

В качестве основного скульптурного материала можно использовать глину. Она должна быть пластичной, способной формоваться и сохранять заданную ей форму при высыхании. По цвету глина может быть красной, коричневой, голубой, зеленой, серой или белой. Основное требование состоит в том, что она должна быть чистой, то есть не иметь никаких вкраплений.

Данная программа рассчитана на четырёхгодичное обучение детей с 1011 лет в условиях детской художественной школы (ДХШ).

Образовательный процесс стоит начинать с изучения именно способов керамической лепки. Учитывая психологические особенности учащихся в первые годы обучения в ДХШ, начать надо с простых и понятных способов работы с глиной. Выверенные веками приемы создания народной глиняной игрушки в полной мере соответствуют поставленной задаче. В итоге педагог имеет возможность пробудить и поддержать интерес к такому виду занятий на начальном этапе обучения.

Когда учащиеся приобретут определенные навыки работы с материалом, будут чувствовать его пластичность, можно продолжить процесс обучения блоком занятий по пластовой керамике. Это даст возможность поиска авторского стиля, импровизации в работе. Далее перейти к углубленному процессу изучения рельефов и закончить образовательный процесс в условиях художественной школы изучением круглой скульптуры с использованием каркасов.

В итоге обучения по данной программе учащиеся детально ознакомятся с народной глиняной игрушкой и приобретут навыки ее изготовления, исследуют основные принципы пластовой керамики, ручной лепки сосудов, всех видов рельефов и круглой скульптуры.

Содержание

Пояснительная записка    3

Тематический план    5

Требования к детской керамической мастерской    8

Рекомендации по организации учебного процесса    10

Примерное содержание занятий    35

1-й год обучения    35

Блок «народная игрушка»    36

Раздел 1. Введение. Изобразительные средства, жанры, виды
скульптуры    36

Раздел 2. Народная игрушка    37

Раздел 3. Филимоновская игрушка    40

Раздел 4. Дымковская игрушка    49

Раздел 5. Каргопольская игрушка    63

2-й год обучения    74

Блок «Пластовая керамика»    74

Раздел 1. Изделия на основе скрученного пласта    75

Раздел 2. Пластовый рельеф    80

Раздел 3. Светильники    94

Блок «Ручная лепка сосудов»    98

Раздел 1. Формовка ручная и на гончарном круге    98

3-й год обучения    109

Блок «Рельефы»    110

Раздел 1. Барельеф    110

Раздел 2. Горельеф    116

Раздел 3. Контррельеф    119

4-й год обучения    120

Блок «Круглая скульптура»    120

Раздел 1. Скульптурное изображение животного    121

Раздел 2. Скульптурное изображение человека    123

Приложение    133

Литература    147

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Абдурахман Гаджирагимов
28 января 2018 (09:22)
Керамическая скульптура и пластика - это то, что надо для педагогов в кружках и студиях.
Подробная информация, а также тематика представлена понятна и доходчиво.

Абдурахман Гаджирагимов
28 января 2018 (09:13)
Керамическая скульптура и пластика - это то, что надо для педагогов работающим в студиях и кружках.

Сергей
1 августа 2011 (06:13)
Для работы керамической мастерской это самая полезная книга. Спасибо автору! А еще что-то есть у этого же автора? толково пишет!

Юлия Румлянская
10 ноября 2010 (09:34)
Уважаемые Любовь и Евгений Анатольевич, благодарим за  высокую оценку продукции нашего издательства. Мы всегда чутко прислушиваемся к мнению тех, кто пользуется нашими книгами, и очень ценим наших клиентов.  
Положительные отзывы о наших изданиях стимулируют творческий поиск авторов и  помогают коллективу издательства лучше удовлетворять запросы педагогов. Мы и дальше будем  стремиться  тому, чтобы, несмотря на высокую конкуренцию на книжном рынке, наши издания пользовались спросом, а число наших клиентов росло.

Евгений Анатольевич
9 ноября 2010 (11:00)
давненько не встречалась мне подобная литература. Думаю будет полезна в керамической мастерской при нашей школе. Приятно, что работа с глиной еще интересна и издаются методические издания подобного плана

Любовь
8 ноября 2010 (13:25)
Давно искала подобную литературу для уроков в художке. Автор молодец все с умом написала. Хочется подобное по более младшему возрасту найти.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.